Андрей Смирнов
Время чтения: ~21 мин.
Просмотров: 0

Древний вавилон

Пятьдесят имен Мардука

Леонард В. Кинг в «Семь скрижалей творения» (1902) включил фрагменты списков богов, которые он считал необходимыми для реконструкции значения имени Мардука. Франц Бол в своем исследовании пятидесяти имен в 1936 году также сослался на список Кинга. Ричард Литке (1958) заметил сходство между именами Мардука в списке An: Anum и именами в Enuma elish, хотя и в другом порядке. Связь между списком An: Anum и списком в Enuma Elish была установлена ​​Вальтером Зоммерфельдом (1982), который использовал переписку, чтобы привести доводы в пользу даты составления Касситского периода для Enuma elish, хотя прямой вывод списка Enuma elish из An: Anum one оспаривается в обзоре Уилфреда Ламберта (1984).

ИСКУССТВО НОВОВАВИЛОНСКОГО ЦАРСТВА

Искусство Нововавилонского царства может быть почти полностью отнесено ко времени царствования Навуходоносора II (605–562 до н.э.). При нем Вавилон достиг невиданного ранее великолепия, украсился огромными храмами, дворцами, знаменитыми висячими садами и широкой триумфальной дорогой, стены по сторонам которой были облицованы цветным глазурованным кирпичом и украшены изображениями животных и драконов, выполненными в красных и желтых тонах на ярко-синем фоне. Еще более красочные изразцовые рельефы украшали большие городские ворота, посвященные богине Иштар, а тронный зал царя был оформлен панелями со стилизованными бордюрами из цветов лотоса и пальметт. Применение глазурованных плиток или кирпичей для создания барельефа, по-видимому, вошло в практику именно в этот период и стало столь популярным, что постепенно вытеснило все другие техники барельефа. От этой эпохи последнего расцвета Вавилона сохранилось только одно произведение монументальной круглой скульптуры – огромная незавершенная статуя льва (из долерита), попирающего тело придавленного его лапами человека, что, по-видимому, символизировало победу над врагом.

Декоративно-прикладное искусство продолжало развиваться и в более позднее время, почти до начала нашей эры, в периоды персидского, греческого и римского господства, однако не претерпело сколько-нибудь значительных изменений.

Искусство древнего Вавилона

Искусство Ближнего Востока этого периода, представлено многолико и разнообразно, можно выделить три культурные зоны, которые определяли развитие искусства:

  1. Вавилоно-эламская культура, взяла в себя традиции шумеров, в определенной степени несла в себе городскую культуру.
  2. Хетто-хурритская культура или по-другому – горная культура, соединила в себе местные традиции с традициями городов, заимствования у соседей, именно в этой зоне появился каменный рельеф, которым украшали ворота и облицовывали здания.
  3. Финикийско-палестинская культура, которая своей «международностью» и эклектичностью определила культуру той эпохи.

До сих пор, мало что известно об искусстве Древнего Вавилона, важную роль здесь сыграли такие факторы, как разрушение города, подпочвенные воды, малое число находок при раскопках.

Найденные памятники искусства располагались не столько на территории Древнего Вавилона, сколько в тех местах, куда их увозили завоеватели. Стела с высеченными законами великого царя Хаммурапи была обнаружена в Сузах. Сама стела очень похожа на шумерскую стелу царя Ур-Намму, но выполнена горазда хуже, и не так богато украшена как у Ур-Намму.

История Вавилона

Побережье двух крупных рек, плодородные земли и мягкий климат способствовали тому, чтобы в центральной Месопотамии жили и процветали народы. Великий шелковый путь в долине между Тигром и Евфратом сулил процветание обитателям этих мест. Пять тысяч лет назад карта Месопотамии выглядела не так, как современные территории. Тигр и Евфрат раздельно впадали в Персидский залив, да и его берега существенно отличались от современной картины. Это место называли Двуречьем. Вавилон был основан в III тыс. до н. э. на берегу одного из рукавов Евфрата – Арахту. К I тыс. до н. э. русло Арахту слилось с Евфратом и разросшийся Вавилон оказался поделенным на две части – Новый и Старый город. Вавилонское городище располагается на территории современного Ирака около г. Эль-Хилла. Расстояние до Багдада, который находится к северу от руин, составляет 90 км.

  • Первые письменные источники, в которых упоминается Вавилон, датируются XXII в. до н.э. Тогда еще существовало Аккадское царство. Основатель города Нимрод приходился внуком библейскому Ною. Вавилон строился на месте Шумерского поселения Кадингира, в переводе это значило «Врата бога». Вавилон переводится так же.
  • Расцвет Вавилона пришелся на правление Хаммурапи, правившего 43 года (1793 — 1750 гг.) Он не только захватывал новые территории, расширяя старые, но и создавал новые законы, строил города, развивал культуру, искусство. В дальнейшем Вавилону не так везло с правителями.

    Под предводительством царя Мурсилиса I в 1595 г до н. э. военные успехи сошли на нет, город рушили и грабили.

  • В XVI-XII вв. до н. э. Вавилон был захвачен касситской династией правителей. Они поклонялись божеству Мардуку. В Вавилоне царило язычество.

    Захват Вавилона ассирийцами в 1155 г до н. э. положил конец правлению III Вавилонской, или касситской династии. Последний царь касситов Эллиль-надин-аххе был захвачен в плен, а во главе Вавилона оказался ставленник Ассирии. Следующие 600 лет в Вавилоне царили войны и разрушения.

    В 626 году до н.э. против гнета Ассирии поднялось восстание. Начался период истории Нового Вавилона и новый расцвет.

В 605 году до н.э. правил Навуходоносор II. Именно он сделал Вавилон величайшим городом древнего мира — покорил Аравию, дважды завоевал Иерусалим, уничтожил Иудейское царство и расселил иудеев по всей Азии.

В 331 г до н. э. Александр Великий Македонский вошел в Вавилон и провозгласил себя «царём Вавилона и четырёх сторон света», он хотел развивать город и дальше, лишь внезапная гибель помешала планам полководца.

Исламизация Передней Азии стала периодом, когда Вавилон стал двигаться от расцвета к закату и, в конце концов, Вавилон пал.

Архитектура Вавилона

Пожалуй, более всего поражала современников величественная архитектура вавилонского царства. В частности здесь находилось одно из семи чудес света древнего мира – висячие сады Семирамиды.

Пальмы, фиги, и многие другие деревья, роскошные сады были высажены на искусственных террасах. На самом деле царица Семирамида к этим садам отношения не имеет, людская молва это чудо назвала так уже в более поздние времена, первоначально висячие сады были построены все тем же царем Навуходоносором для своей жены Нитокрис, которая страдала от душного климата Месопотамии, так как была родом из лесистой местности.

Еще одним удивительным архитектурным памятником древнего Вавилона являются парадные ворота Иштар, украшенные мозаикой синего цвета и барельефами с изображением сиррушей и быков.

Построенные в 575 году до н. э. по приказу царя Навуходоносора, эти ворота, защищающие северный вход в город, отлично сохранились до нашего времени, были реконструированы немецкими археологами и сейчас их можно воочию наблюдать в берлинском музее Пергамон.

Улицы древнего Вавилона не располагались хаотично, а строились в соответствии с четким планом, одна часть улиц шла параллельно к реке, а другая часть пересекала их под прямым перпендикулярным углом. Дома были обычно трех и четырех этажными, центральные улицы были выложены камнем.

В северной части города находился величественный царский дворец, построенный, да, опять Навуходоносором, а по другую сторону главный храм города, огромный зикурат посвященный верховному вавилонскому богу Мардуку, та самая Вавилонская башня из Библии. По рассказу Геродота на вершине этого храма-зикурата жила особая жрица – «невеста бога Мардука» и согласно преданиям (по крайней мере, так вавилоняне рассказали Геродоту, а он передал нам) сам бог Мардук время от времени собственной персоной отдыхает на вершине башни.

Таблетка Эсагила

Данные из таблички Эсагила, которая была скопирована из более старых текстов в 229 г. до н.э. и описывает Эсагилу в строках 1–15 перед переходом к зиккурату Этеменанки, помогли в реконструкции храма. Табличка, описанная Джорджем Смитом в 1872 году, на некоторое время исчезла в частных руках, прежде чем снова появилась и начала интерпретироваться.

Табличка Эсагила содержит вавилонские методы расчета, считающиеся священными, поскольку они читают на обороте: «Пусть посвященный покажет посвященному, непосвященный не должен этого видеть». На лицевой стороне табличка объясняется история и инженерия 7-этажного храма Этеменанки (аналог Вавилонской башни в Библии).

Письменность в древнем Вавилоне

Для современных людей информация об устройстве государства, экономической политике, и истории Вавилона сохранилась благодаря уцелевшим глиняным табличкам, на которые в те времена наносили клинописные тексты. Такие таблички хранились в Вавилонских храмах, а также в царских дворцах и библиотеках.

С помощью глиняных табличек вавилонские писцы сохраняли различные мифы, легенды, сказания. В Вавилоне получила свое развитие наука, ее развитию способствовало строительство храмов и дворцов, а также практика разветвленной и достаточно непростой системы земледелия, при которой возникла необходимость измерения земельных участков. Очень хорошо в Вавилоне были развиты математика и астрономия.

Именно в Вавилоне, благодаря наблюдениям за звездным небом, был придуман и составлен самый первый календарь того времени, удивительно, но ошибка данного календаря по отношению к солнечному году, была в расхождении в 7 минут.

Все жители древнего Вавилона общались между собой на одном из самых старых семитских языков – аккадском (в некоторых источников его называют ассиро-вавилонским). Кроме жителей Вавилона, на этом языке говорили ассирийцы и аккадцы – жители древней Ассирии и Аккада.

Был период – около 2000 до н.э., когда аккадский язык, был не только языком Вавилона, Ассирии и Аккада, но и общим языком всего Междуречья: на нем говорили во многих государствах, расположенных на этой территории. Есть свидетельства, что в древнем Египте знатные люди общались исключительно на этом языке.

Короткие стихи о лете авторства А. С. Пушкина для детей — варианты для 1 класса

Искусство Нововавилонского царства

В 612 году до н. э. столица Ассирии Ниневия была взята царём Вавилонии Набопаласаром в союзе с мидянами и подвергнута полному разрушению, а вся страна была опустошена. Гегемония снова и в последний раз перешла к городу Вавилону, который, кроме политического значения, приобрёл роль крупнейшего торгового и ремесленного центра Передней Азии.

Искусство Нового Вавилона имело, в первую очередь, декоративное назначение. Изображают реальных и фантастических священных животных, растения, орнаменты. Новых образов искусство этого времени почти не создаёт. В нововавилонском искусстве уже не встречаются сюжеты, подобные сюжетам ассирийских рельефов и росписей — военные сцены дворцовой жизни. Сцены поклонения божеству, изображенные на цилиндрах-печатях, часто превращаются в трудночитаемую схему.

Вскоре после смерти Навуходоносора II политическое и экономическое могущество Вавилона падает. В 538 году до н. э. Вавилон был завоёван персидским царём Киром II и присоединен к Иранскому государству Ахеменидов.

Архитектура Нового Вавилона

Одним из наиболее деятельных царей времени Нового Вавилона был Навуходоносор (604—562 годы до н. э.), который проводил завоевательную политику и значительно расширил границы государства. Осуществлял он и грандиозное храмовое, оборонительное и ирригационное строительство. Много сведений осталось об этом времени от греческих авторов — Геродот, Диодор Сицилийский, Страбон (например, о зиккурате Вавилона).

Архитектура во время Нововавилонского царства была ведущим видом искусства. До наших дней дошли остатки ряда архитектурных памятников.

Судя по материалам раскопок и по описаниям, Вавилон нового времени был огромным, правильно распланированным городом, с улицами, пересекавшимися под прямым углом. Он был окружён тройной мощной стеной, в которой были сделаны восемь ворот, носившие имена восьми главных богов. Многочисленные башни на очень широких стенах и выложенный кирпичом ров довершали мощные оборонительные укрепления города. Кроме того, в городе было очень много различных культовых построек-храмов, небольших святилищ, уличных алтарей.

Ворота Иштар

Восстановленные ворота Иштар в берлинском музее Пергамон

С северной стороны в городской стене находились ворота богини Иштар в виде четырех квадратных в плане башен с арочным проходом, за которыми начиналась основная магистраль — процессионная дорога, считавшаяся священной, так как вела к главному храму Вавилона, посвящённому богу Мардуку, так называемому «Эсагилу». Процессионная дорога была замощена плитами известняка с инкрустацией из красной брекчии. Городская стена, башни ворот, стены по сторонам прецессионной дороги были сложены из обожжённого кирпича, причём на отдельных кирпичах были сделаны рельефным штампом фигуры идущих львов, быков и драконов — символы божеств. Рельефы были покрыты цветной глазурью.

«Вавилонская башня»

Картина «Вавилонская башня», Питер Брейгель Старший ()

Рядом с главным святилищем Вавилона, храмом бога Мардука, находился знаменитый уже в древности зиккурат «Этеменанка», о котором говорится в библии как о «Вавилонской башне». Высота его была 90 метров, а площадь основания достигала 90×90 метров. Он состоял из семи уступов, выкрашенных в разные цвета и посвящённых семи божествам. На самом верху его находилось небольшое святилище, выложенное снаружи бирюзово-голубым глазурованным кирпичом и считавшееся жилищем бога Мардука и его жены, богини утренней зари Сарпанит. Здесь стояла золотая статуя бога Мардука.

Дворец Навуходоносора II

Цветная гравюра голландского художника XVI века Мартена ван Хемскерка, изображающая «Висячие сады Семирамиды» с «Вавилонской башней» на заднем фоне.

Раскопками были открыты остатки двух дворцов царя Навуходоносора II, на искусственных платформах, с помещениями, располагавшимися вокруг открытых дворов. Фасадная стена тронного зала одного из дворцов была облицована глазурованным кирпичом с изображениями по тёмно-синему фону ряда стройных колонн с золотисто-жёлтыми стволами и закручивающимися на две стороны волютами капителей, между которыми свисали гирлянды лотосов, а выше тянулся фриз из бело-жёлтых пальметок и бирюзово-голубых ромбов. Создавалось впечатление лёгкой ограды, перевитой цветами, впечатление очень красочное, благодаря умелому подбору синего, голубого, жёлтого, белого и чёрного цветов, а также блестящей прозрачной глазури. В другом, летнем дворце находились когда-то знаменитые «Висячие сады Семирамиды», то есть зелёные насаждения на искусственных террасах, поддерживаемых сводами. Через каналы, колодцы и другие устройства подавалась вода из Евфрата для поливки этих насаждений.

Падение Вавилона

«Золотой город», «слава царств» и «красота Халдеи», как утверждали древние пророчества, был разрушен. «Как львы зарыкают все они, — предвещал великий пророк Иеремия, — и заревут как щенки львиные. Как сделался Вавилон ужасом между народами!».

Вавилон когда-то начал строительство башни, которая стала символом гордыни и богоборчества. Вавилонскую башню пытался строить Нимрод – сын Куша и внук Хама. Нимрод — царь, владения которого составляли «Вавилон, Эрех, Аккад и Халне в земле Сеннаар» (Быт. 10:10). Башня строилась, чтобы встать вровень с Богом и избежать нового всемирного потопа. Но стройка так и не была окончена, а пришла в запустение, как и все подобные проекты.

Питер Брейгель «Вавилонская башня»

Святитель Николай Сербский пишет:

Богиня Астарта в преданиях

В Финикии божество отвечает за любовь и материнство, плодородие, за женское начало. Крылатая богиня с рогами на голове ведет корабли в дальних морских странствиях. Ей покровительствует сама Венера, а день ее — осеннее равноденствие, когда в битве, так предсказуемой для богом, погиб ее супруг. Она обречена оплакивать своего Таммуза у озера Альфака, куда прилетает, минуя семь врат.

В египетских, сирийских и палестинских преданиях Астарта следует своему женскому призванию и символизирует плодородие, когда держит в руках белую лилию или ужа. Обнаженная дева в с мечем в руках и верхом на коне — образ решительности, мудрости власти. Дочь самого Ра, она ведет не корабли в безбрежном океане, но отважных войнов в битве за справедливость, направляя боевые колесницы вперед к победе. Почитатели строят храмы, прославляя женщину-богиню, а город Мемфис становится главным местом для поклонения.

Несмотря на подобную брутальность, прекрасная Астарта хитра и обольстительна, как истинная женщина. Недаром, она спасает весь божественный пантеон от поборов ненасытного морского бога Йамму, покорив его своими чарами. Это предание, записанное на папирусе, свидетельствует о том, что Йамм, самый могущественный из всех богов, решил обложить их непомерной данью.

Он требовал драгоценности и каменья, угрожая разорением для всего божественного коллектива, и было решено уговорить морского царя снизить оброк, а дипломатом, после долгих уговоров, согласилась стать Астарта. Йамм влюбился, однако терять свой легкий доход не очень желал. Ради любимой женщины даже боги становятся слабыми, поэтому при угрозе расставания и наш герой пасовал, даруя освобождение от непомерных взносов остальным.

Еще немного о богине

Финикская фигура, представляющая древнее божество Ближнего Востока, вероятно, богиню Астарту, называемую Леди Галеры (Национальный археологический музей Испании)

Женщина-мать всего существующего — вот образ, наиболее точно характеризующий Астарту: дарует начало жизни и рождение, приносит удовольствие, повелевает всем, что породила. Со временем, подобные черты и качества божественной царицы отблескивают в Афродите, которая следует за погибшим Адонисом в мир тьмы, и Деметре, даже Исиде, проливающей слезы по убитому Осирису.

Способность дарить любовь и наслаждение не всегда идет на пользу пленительной героине. В раннем Вавилоне, поклоняющемся созвездию богов и чтившем покровительницу-мать, с течением времени и под влиянием неизбежных процессов культурной и религиозной ассимиляции, женщина уходит в тень мужчины, а богини опускаются на землю.

И благородная Иштар-Астарта превращается в мстительную соблазнительницу могучего воина-полубога Гильгамеша из одноименного эпоса, найденного при раскопках ассирийского города. То, что чтилось и охранялось в древних религиях, и в христианстве воспринимается кардинально иначе.

Обворожительные черты сыграли злую шутку, и Астарта ассоциируется с многочисленными оргиями, а не праведным поведением. Она гонима за похотливое поведение. В мистической кабалле она приобретает демонический вид, благодаря змеиным хвостам на каждой ноге. Ее день — пятница, точнее «темная» сторона. Может быть, именно поэтому в пятничный вечер происходят загадочные события?

1Дворец Навуходоносора II

Вавилон — один из городов Древней Месопотамии. Он располагался в центральной части Месопотамской низменности, а точнее в южной её половине — Нижней Месопотамии или Двуречье. Основан Вавилон был не позднее III тысячелетия до н. э. На сегодняшний день древнейшие находки из Вавилона датируются около 2400 г. до н. э. Своего расцвета город достиг в VI веке до нашей эры — при царе Навуходоносоре II. Тогда ему были подвластны земли Аккада и Шумера, и Вавилон превратился в крупный торговый и культурный центр. Через него протекал Евфрат, по которому в город с севера приходили корабли с медью, мясом, строительными материалами, а на север следовали караваны с пшеницей, ячменем и фруктами. В годы царствования Навуходоносора II притекавшие в Вавилон сокровища из Передней Азии употреблялись на перестройку столицы и возведение вокруг нее могучих укреплений.

В период расцвета Вавилон был крупным, благоустроенным городом с мощной фортификацией, развитой архитектурой и высоким уровнем культуры в целом. Он был окружен тройным кольцом стен и рвом, а также дополнительной внешней стеной, охватывавшей часть предместий. В плане город представлял почти правильный прямоугольник периметром 8150 м и площадью около 4 км², а с учётом территории «Большого Вавилона», охваченного внешней стеной, площадь достигала порядка 10 км². Вавилон имел тщательно продуманный план: его стены были ориентированы по сторонам света (в соответствии с местными представлениями), улицы пересекались под прямым углом, окружая центральный храмовый комплекс, представлявший единый ансамбль. Река Евфрат делила столицу на две части — Западный город и Восточный город. Улицы мостили, в том числе разноцветным кирпичом. Основную массу построек составляли дома в несколько этажей с глухими внешними стенами (окна и двери обычно выходили во внутренние дворы) и плоскими крышами. Обе части Вавилона соединяли два моста — стационарный и понтонный. С внешним миром город сообщался посредством восьми ворот. Они были украшены глазурованным кирпичом и барельефами львов, быков и драконоподобных существ — сиррушей. В Вавилоне имелось множество храмов, посвящённых различным божествам — Иштар, Нанне, Ададу, Нинурте, однако наибольшим почтением пользовался покровитель города и глава пантеона царства — Бэл-Мардук. В его честь, в самом центре столицы был возведён масштабный комплекс Эсагила. Роскошный царский дворец Навуходоносора II располагался в углу городской стены, между Дорогой Процессий и Евфратом. Он занимал трапециевидный участок площадью приблизительно 4,5 гектара и распадался на две половины, разделенные стеной и коридором. По предположениям ученых, западная часть дворца представляла собой более раннее сооружение. Дворец представлял собой настоящую крепость в городе, так как был окружен мощными стенами общей протяженностью 900 метров. Он состоял из пяти комплексов, каждый из которых включал открытый двор, вокруг которого группировались парадные залы и другие помещения. Дворы соединялись между собой укрепленными воротами, и, таким образом, каждый комплекс являлся своего рода «крепостью в крепости».

Вход на территорию дворца Навуходоносора II открывался с востока. Отсюда начиналась анфилада из нескольких больших дворов, которая служила основой всей дворцовой композиции. Вокруг первого двора, скорее всего, располагались помещения для стражи; вокруг второго — для чиновников и приближенных царя; третий двор объединял парадные помещения дворца. С южной стороны третьего двора размещался вытянутый поперек, самый большой по площади (52 на 17 метров) зал с проемами, обращенными на север. По его размерам, по особо пышному убранству из темно-синих поливных плиток с растительными орнаментами и по большой нише против центрального входа, в которой стоял царский трон. Личные покои Навуходоносора II, составляющие наиболее древние постройки всего дворцового ансамбля, размещались вокруг четвертого двора, а на пятый двор выходили апартаменты царицы и помещения царского гарема. Величественный дворец царя состоял из 172 комнат общей площадью около 52 000 квадратных метров. Дворец утопал в зелени. Набережная пред ним и все дворы были засажены деревьями и кустами, стоявшими в больших глиняных вазах и на искусственных насыпях. Набережную перед дворцом выложили обожженными кирпичами, а от самого дворца каменная лестница спускалась прямо к Евфрату. У ее подножия была устроена пристань, возле которой всегда качалась в волнах роскошная царская лодка, готовая в любое время принять царя и царицу.

Мифы и легенды

В «Сказании о Гульгамеше» пишется, что Иштар погубила своего возлюбленного, бога плодородия и урожая Таммуза. За это на неё ополчились другие небожители. Чтобы искупить вину, Инанна спускается в царство мёртвых. Там правит её сестра, ненавидящая свою любвеобильную родственницу. Иштар предстоит пройти сквозь семь ворот, преграждающих путь в «низший мир». У каждых врат она отдаёт служителям какую-то из многочисленных драгоценностей, расставаясь в то же время с частью своих мистических сил и божественного могущества. Войдя в последние, она остаётся обнажённой и беззащитной. Гнев сестры обрушивается на Иштар, которой нечего противопоставить. Инанну закрывают во дворце, насылают 60 болезней, чтобы она мучилась и страдала. Однако заточение богини не проходит бесследно для людей. На земле природа стала чахнуть, растения перестали плодоносить, животные, птицы, люди — размножаться. Всему сущему угрожает смерть. Ведь нет больше любви, страсти, сакрального сексуального огня. Понимая, какая беда пришла в мир, к верховному божеству Эйе отправляется посланник от других небожителей с просьбой разобраться в проблеме, разрешить непростую ситуацию. Правитель богов требует оживить Иштар и вернуть в верхний мир. Приказание выполняется, Инанну воскрешают при помощи живой воды, возвращают магические амулеты, а с ними и силу. Но просто так покинуть мир мёртвых не может никто. Уходя, он обязан оставить после себя замену. Ею и становится Таммуз. Его заключение в царстве теней символизирует смену времён года.

Религия Вавилона

Что же, теперь самое время коснутся древней религии Вавилона. Как мы уже знаем, верховным богом в языческом пантеона вавилонян был Мардук, который согласно вавилонской легенде о сотворении мира, победил чудовище хаоса Тиамат, тем самым внеся порядок в извечный хаос и положив начало нашему миру. Именно этому богу и посвящались многочисленные храмы и зикураты, но помимо него простые вавилоняне часто поклонялись и целому ряду других более мелких богов (часть из которых являются ипостасями все того же Мардука). Так, например, женщины вавилонянки молились женской богине любви Иштар, которая представляла собой божественное воплощение женского начала. Богине Иштар были посвящены и названые ее именем знаменитые парадные ворота, о которым мы писали чуть выше.

Также почитались боги Солнца и Луны: Шамаш и Син, бог мудрости и счета Набу и многие другие менее известные боги.

Вавилонские жрецы, служители богов, по совместительству были также и отличными учеными древнего мира, а особенно весьма неплохими астрономами, так например именно они первые увидели и зафиксировали на звездном небе планету Венеру, поэтично названую «утреней зарей» по времени ее появления на небосводе.

Астарта — богиня, олицетворяющая женское начало Править

Культ Астарты, как богини, возник в глубокой древности там, где зарождалась цивилизация — в Месопотамии. Первые письменные и документальные свидетельства существования этой богини во многом совпадают с самим появлением письменности, поэтому можно легко предположить, что сама традиция поклонения Астарте существовала намного дольше.

В целом, несмотря на крайне различные имена Астарты в разных культурах и изменение её роли, можно отметить общие черты, благодаря которым она предстает в едином общем архетипе Богини. А именно — она всегда олицетворяла собой плодородие, женское начало, любовь и красоту. Также, первоначально Астарта была покровительницей не только традиционно женских «стихий», но и непосредственной власти — это было весьма серьезным отголоском более древних матриархальных традиций. Побороть эти традиции вавилонские, шумерские и аккадские цари смогли лишь в течение двух тысячелетий, постепенно уменьшая роль Астарты в своих пантеонах и, соответственным образом, угнетая роль женщин в обществе.

Архетипичность этого образа можно легко проследить в мифологии практически любого европейского народа. Так, образ Астарты ясно демонстрируется в славянской Ладе, скандинавской Фрейе, древнегреческих Церере, Афродите и Гекате. В целом, наиболее похожей на нее богиней является викканская Богиня-Мать, отождествлявшаяся с Луной и Венерой и символизирующая все женские качества одновременно. Конечно, впоследствии этот образ претерпел крайне серьезные изменения, особенно с учетом различий между народами, принявшими Астарту в свои пантеоны.

Символика богини Астарты практически всегда была одинаковой — ее знаком была трапеция, верхняя грань которой перечеркивалась толстой прямой линией, на которой располагался круг. Многие считают, что знаменитый египетский символ анкх произошел именно от знака Астарты. Также, за счет роли утренней звезды или богини Луны, ее изображения опционально дополнялись или знаком октограммы — восьмиконечной звезды, или полумесяцем.

Божественные врата

Именно поэтому при императоре Навуходоносоре, известном развратнике, в Вавилоне были выстроены грандиозные ворота богини Иштар — монументальное сооружение поразительной красоты. Сейчас в городе стоит их небольшая копия. Оригинал же был вывезен из страны более ста лет назад, ещё в начале 20-го века. Через них в глубокой древности проносили вавилоняне статуи своих богов, когда отмечали празднование израильского Нового года. Через ворота богини Иштар по «дороге процессий» был ввезён в город и гроб с телом Великого Александра (Македонского). Кстати, тоже большого сердцееда и любителя женщин! Так что вполне символичное шествие.

Противостояние Вавилона и Шумера

Некоторые ученые утверждают, что в свое время через Энума Элиш Вавилон олицетворялся, как город, разрушающий традиции прошлого, чтобы на их руинах создать новое и лучшее будущее.

Ученый Торкильд Якобсен, например, отмечает:

До середины II тысячелетия до н.э цари набиравшего силу Вавилона постоянно вели войны за территорию с правителями Шумера. По сути, это была война ребенка со своими родителями (считается, что этот город основали шумеры). Цари прекрасно понимали, что Вавилон является наследником и продолжателем шумерской цивилизации.

Таким образом, этот миф можно понимать не только как великое сказание о триумфе порядка над хаосом и света над тьмой, но и как притчу о росте могущественности и возвышению новой вавилонской культуры над старой шумерской моделью цивилизации.

Культура Вавилона

  • Поэмы и эпосы посвящались языческим героям и богам.
  • Развивались и различные науки, особой популярностью пользовались математика и астрономия. Не обходилось и без заблуждений, суеверий, но Вавилон был самой развитой цивилизацией своего времени, несмотря на это.
  • Царь Хаммурапи издал «Кодекс законов», в котором он собрал все ранее действовавшие в стране законы, что положило начало более развитой государственности, чем это было прежде в древнем мире. Считается, что ему принадлежит скульптура — диоритовая голова, найденная археологами, которая теперь находится в Лувре.
  • Храмы и дворцы Вавилона были украшены причудливой живописью. Ее основа — декоративные мотивы: орнаменты, фантастические и реальные животные, растения.
  • Висячие сады — чудо света, агротехники и точных математических расчетов. Величайшее произведение архитектурного искусства.
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации