Андрей Смирнов
Время чтения: ~16 мин.
Просмотров: 0

Диксон (городское поселение)

Природа угрожает

По пути из Архангельска арктический ветер был таким холодным, что не спасал даже постоянно работающий обогреватель. Все старались двигаться больше обычного, работая на палубе.

«Нужно отработать шесть часов — на руле, с парусами, чтобы они работали и тянули яхту за собой», — вспоминает Сергей Щербаков.

Когда волна была особенно крутой, все пристегивались к яхте специальными тросами, чтобы не вынесло за борт. Капитан вспоминает, что волны достигали пяти-шести метров в высоту.

Особенно тревожной была остановка вблизи острова Колгуев в Баренцевом море, к которому яхты подошли в начале августа. Прогноз обещал ветер 60 морских узлов — это 30 метров в секунду.

Центр Севморпути

Диксон, на тот момент молодой арктический порт, был основан в 1915 году. Здесь установили первую в Арктике российскую радиостанцию. К началу войны порт приобрел важнейшее стратегическое значение, рассказал военный историк из Красноярска Алексей Елисеенко. Именно Диксон стал опорным пунктом на Северном морском пути, через него проходили конвои судов с грузами.

Германский флот разработал операцию «Вундерланд» («Страна чудес»), целью которой было уничтожение советского судоходства в Карском море. Выполнять задачу отправили тяжелый крейсер «Адмирал Шеер» и подводные лодки.

Немецкая разведка получила сведения о том, что в августе 1942 года проливом Вилькицкого, что на северной оконечности Таймыра, будет идти большой советский конвой из четырех ледоколов и почти 20 грузовых судов.

Но рыскавший по Карскому морю крейсер не сумел найти конвой, зато случайно наткнулся на небольшой советский пароход «Александр Сибиряков», перевозивший строителей и полярников.

В неравном бою крейсер утопил слабовооруженного «Сибирякова», однако команда старого парохода сумела послать радиограмму об обнаружении в море немецкого рейдера. Оказавшись раскрытым, немецкий капитан Вильгельм Меендсен-Болькен решил атаковать и разрушить Диксон.

«Успех этой операции мог парализовать советское судоходство в Карском море самое малое на год. Но на пути Кригсмарине (немецкий ВМФ — прим. ТАСС) стали люди, о которых говорят, что они крепче скал. У причала порта Диксона по инициативе лейтенанта Николая Корнякова были установлены два 152-миллиметровых орудия. К бою приготовились находившиеся на диксонском рейде судна: ледокольный пароход «Семен Дежнев» и торговое судно «Революционер». К обороне присоединились добровольцы», — рассказывает Елисеенко.

Под светом фары

Тяжесть потерь среди защитников Диксона пришлась на пароход «Дежнев», говорит историк. Экипаж потерял семь человек убитыми и 21 ранеными. Прибывшие медики, рассказывает Лариса Стрючкова, сразу распределили раненых по тяжести их состояния и начали оказывать медицинскую помощь.

Была организована операционная, подведено электричество, под светом автомобильной фары Родионов с ассистентами оперировал тяжелораненых, с которыми работали двое суток.

Примерно через десять дней отправились обратно. На этот раз по воде, так как должны были взять с собой раненых, требующих долечивания или повторных операций, вспоминал Родионов. До Дудинки их доставил «Семен Дежнев», затем поездом доехали до Норильска. Долечивали раненых в норильской больнице.

Исследователи считают, что это был важный опыт для норильской медицины, оказавшейся в годы войны оторванной от большой земли. Фактически это было время ее становления.

Именами семи погибших защитников Диксона названы острова в Северном Ледовитом океане.

«Очень много громких имен среди норильских врачей: Владимир Родионов, Виктор Кузнецов, Серафим Знаменский. Все они работали в суровых условиях и создавали местную медицину. В военные годы Норильск не снабжался почти ничем — врачи, брошенные в такую экстремальную ситуацию, изобретали ее решения. Тот же Кузнецов придумал шить раны жилами оленя вместо хирургических ниток», — говорит Лариса Стрючкова.

Примечания

  1. ↑ . Дата обращения 17 октября 2020.
  2. ↑ Диксон // Города России : Энциклопедия / Гл. ред. Г. М. Лаппо. — М.: Большая рос. энцикл., 1994. — 559 с. — ISBN 5-85270-026-6.
  3. Н. Григорьева. Диксон остается Диксоном // Радио : журнал. — 1974. — Декабрь (№ 12). — С. 6—7.
  4. . Путеводная нить (05.11.2018). Дата обращения 26 сентября 2020.
  5. А. В. Светаков. На острове Диксон (рус.) // Советская Арктика : журнал. — 1935. — Август (№ 1). — С. 54 — 56.
  6. Головко А. Г. Вместе с флотом. — 3-е изд. — М.: Финансы и статистика, 1984. — С. 129—135. — 287 с.
  7. . Дата обращения 15 декабря 2019.
  8. сост. А. А. Дагинтен, Н. О. Бабийчук. Такой известный-неизвестный Диксон: к 100-летию со времени основания (справочно-библиографическое пособие). — Дудинка: Центральная бибилотека МБУК «Дудинская ЦБС», 2015. — С. 12—22. — 185 с.
  9. . Демоскоп Weekly. Дата обращения 25 сентября 2013.
  10. . Демоскоп Weekly. Дата обращения 25 сентября 2013.
  11. . Демоскоп Weekly. Дата обращения 25 сентября 2013.
  12. .
  13. .
  14. . Дата обращения 2 января 2014.
  15. . Дата обращения 25 октября 2015.
  16. . Дата обращения 31 мая 2014.
  17. . Дата обращения 16 ноября 2013.
  18. . Дата обращения 2 августа 2014.
  19. . Дата обращения 6 августа 2015.
  20. (31 июля 2017). Дата обращения 31 июля 2017.
  21. . Дата обращения 25 июля 2018.
  22. . www.gpavet.narod.ru. Дата обращения 24 октября 2019.

Климат

Климат острова Диксон
ПоказательЯнв.Фев.МартАпр.МайИюньИюльАвг.Сен.Окт.Нояб.Дек.Год
Абсолютный максимум, °C−0,3−0,6−0,2310,422,226,823,818,18,21,90,326,8
Средний максимум, °C−21,2−21,7−18,1−13,3−5,32,37,97,93,3−5,3−14,2−19,4−8,1
Средняя температура, °C−24,8−25,4−22,1−17,2−7,80,44,95,51,6−7,5−17,5−22,9−11,1
Средний минимум, °C−28,1−28,8−25,6−20,6−10,1−1,22,73,70,1−9,8−20,7−26,2−13,7
Абсолютный минимум, °C−46,2−48,1−45,3−38−28,8−17,3−3,4−3,6−12−31,3−42,8−46,6−48,1
Норма осадков, мм382725202128334044362737376

Климат острова Диксон арктический, а самый тёплый месяц — август, средняя температура которого всего +5,5 °C.

Самая низкая температура была зафиксирована здесь в 1979 году и составляла −48,1 °C. Самая высокая температура была зафиксирована на Диксоне в 1965 году и составляла 26,8 °C. Максимальное количество осадков выпало в 1970 году — 290 см. Самым сухим стал 1955 год. Самая высокая скорость ветра была зафиксирована в 1951 году — 40 м/с.

За последние 14 лет (2001—2014) самая низкая температура была зафиксирована в марте 2007 и составила −45,3 °C, а самая высокая — в июле 2013 и составила 23,6 °C. В сентябре 2001 выпало 9,3 см осадков. Давление в среднем составляет 101,1 кПа. Максимальная скорость ветра в апреле 2001 составила 30 м/с, а в среднем 6-7 м/с.

Положительная температура воздуха на острове Диксон наблюдается в среднем с третьей декады июня и до третьей декады сентября. Снег лежит более девяти месяцев в году.

Полная ночь на этой широте начинается 10 ноября. В первых числах февраля солнце вновь появляется на горизонте. Зато с 5 мая по 10 августа оно совсем не заходит, полярный день здесь длится более ста суток.

На острове и на прилегающей части континента нет деревьев. Над робкой травой возвышаются цветы пушицы и ярко-жёлтые полярные маки.

На Диксоне до 26 % в году дует южный ветер. Штилей практически не бывает. С мая по август чаще дует северо-восточный ветер, а с сентября по апрель — южный.

Ясных дней в году не более 26. Гроз и рос практически не бывает.

Зимой иногда можно видеть полярное сияние (в основном белого цвета).

Температура
Влажность
Ветер
Осадки
Давление

После войны

В январе 1943 года Родионова досрочно освободили, правда, без права покидать Норильск. Еще через четыре года он был полностью реабилитирован. В общей сложности он проработал на Севере 15 лет. 

До 1954 года Родионов оставался на своих должностях — главного хирурга и главного врача лечебно-профилактического объединения, провел более десяти тысяч «различных по сложности операций хирургическим, урологическим, акушерско-гинекологическим и другим больным — большая часть их сделана мною лично», — пишет Родионов в мемуарах.

«Вся организация здравоохранения Норильска, почти с самого ее основания, проходила при моем активном участии. После моего освобождения, в этот же год, ко мне прибыла семья — жена и два малолетних сына», — писал Владимир Родионов в своей книге. Жена Родионова, Клавдия, стала первым директором местного краеведческого музея.

В своей книге Владимир Родионов с особым чувством вспоминает награды: «В разное время в Норильске награжден: орденом «Знак Почета», медалями — «За оборону Советского Заполярья», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», значком «Отличник здравоохранения». Имею 18 почетных грамот, 9 благодарностей с занесением в трудовую книжку. Часть из них с премиями. При отъезде из Норильска был объявлен приказ о премировании месячным окладом с формулировкой «За долголетнюю и безупречную работу».

Личности

В 1916 году начальником гидрометеорологической станции был назначен врач П. Г. Кушаков, ранее участвующий в экспедиции Георгия Яковлевича Седова к Северному полюсу. В штат станции входили старший механик А. К. Яковлев, радист А. П. Голубков, два матроса и три рабочих. Установку гидрометеорологических приборов и обучение состава станции наблюдениям проводил, командированный на лето из главного гидрографического управления, И. К. Тихомиров.

В разные годы Диксон посещали Адольф Норденшельд, Фритьоф Нансен, Руаль Амундсен, Эдуард Толль, Семен Челюскин, Дмитрий Стерлегов, Никифор Бегичев, Иван Папанин, Андрей Вилькицкий, Борис Вилькицкий и другие известные в мире исследователи Арктики.

Руаль Амундсен

24 июня 1918 года Амундсен и ещё 8 человек на шхуне «Мод» отправились на восток по Северному Морскому пути, намереваясь пройти до Берингова пролива.

Главная особенность экспедиции — малое количество людей в экипаже. Амундсен сделал это специально, чтобы все были предельно заняты и, по-возможности, разнообразной работой. Это он считал лучшим средством от депрессии при неизбежных в таких экспедициях зимовках.

Через месяц после старта в районе залива Югорский Шар на борт был взят ещё один человек — русский радист Геннадий Олонкин. В сентябре экспедиция прошла мыс Челюскин и 13 сентября остановилась на зимовку у побережья полуострова Таймыр.

По-видимому, зимовка была не простая. Полярники никуда не уходили от судна целый год. Льды освободили «Мод» ровно через год — 12 сентября 1919 года.

С судна уходит самый молодой матрос .

Амундсен в разное время по-разному объяснял причины их отправки на Диксон, находящийся в 800 км на юго-запад. В начале он говорил о необходимости доставки почты с результатами исследований в Норвегию. Это не очень убедительно, так как там эту почту никто не ждал. Позже он говорил о том, что Тессем жаловался на головные боли, бессонницу, слабость. Это уже более правдоподобно — похоже на депрессию.

Что касается расстояния, то для Арктики 800 километров вдоль берега — это реально. Тем более, что Кнудсен в 1915 году ходил здесь по льдам от норвежского судна «Эклипс» к зимующим пароходам русской экспедиции Б. А. Вилькицкого. Да и склады продовольствия на пути были известны путешественникам. Посланцы пропали.

В 1920 году шхуна «Мод» достигла Чукотки. Амундсен стал первым человеком, который обогнул весь земной шар, не опускаясь южнее Северного полярного круга. В Анадыре через русскую радиостанцию Амундсен связался с Диксоном и с Норвегией, и ему сообщили, что посланцы на Диксон не прибыли.

По просьбе Норвегии Россия организовала совместную сухопутную экспедицию под руководством Н. А. Бегичева с его другом Н. Н. Урванцевым.

Экспедиция в начале своего пути двинулась на мыс Вильда. Там, под каменным гурием, в жестянке из-под консервов была найдена записка от 18 ноября 1919 года. Из записки следовало, что путники в хорошем состоянии, идут к Диксону, имеют продуктов на двадцать дней. Далее по пути вдоль берега на юго-запад 2 августа были обнаружены норвежские санки, на следующие сутки у мыса Стерлегова — нарта и, наконец, у мыса Приметного через две недели Бегичев наткнулся на первую страшную находку.

В большом кострище на берегу лежали обугленные человеческие кости, череп, вокруг в беспорядке были разбросаны гильзы от патронов, сломанный нож, много мелких вещей, по которым Бегичев решил, что здесь был сожжен труп одного из ушедших моряков со шхуны «Мод» (позже было предположено, что это следы экспедиции Русанова).

На следующий год на берегу реки Зеледеева, что в 80 км от Диксона, найдены различные предметы путников: теодолит, почта и др. Ещё ближе к Диксону, у реки Убойной найдены две пары норвежских лыж и обрывки спального мешка. И уже в трёх километрах от Диксона, совершенно случайно, Бегичев обнаружил скелет человека, в кармане полусгнившей одежды которого лежали золотые часы с именем хозяина — П. Тессема. Фотографию скелета Тессема сделал Г. Н. Рыбин в июле 1922 года.

Смерть застала норвежца на нижней части берегового отлога. Если бы он прополз всего 8—10 метров, наверняка бы заметил либо постройки, либо огни русской станции, и это могло придать ему новые силы.

У мыса Приметного явно видны признаки борьбы и насильственной смерти одного из моряков. Возможно, это развязка тяжёлой ссоры между моряками, не столь уж редкой в подобных переходах.

Будущее Диксона

Альберт Менгажев, учитель истории:

– Сюда больше никто не приезжает.

– Но ведь в последнее время нам регулярно говорят о том, что Арктика – наша гордость, Арктика – наше будущее, Арктика – наше все?

– Арктика пустая, без людей – «наша гордость» и «наше все». Чтобы можно было выкачивать полезные ископаемые, а на границе стояла армия. Вот и все. Сейчас иная идеология, идеология экономистов-бухгалтеров, которые все просчитывают, которые просчитывают все шаги. Стране действительно стало выгоднее завозить людей вахтовым методом. Выгнать нас отсюда насильно не могут. Цивилизованно перевести нас – тоже не могут. Это требует больших вложений. Проще создавать неимоверные условия, и человек сам начнет отсюда потихонечку уезжать.

Ежегодный бюджет Диксона – более 100 миллионов рублей. Он дотационный более чем на 90%. Для сравнения: содержание поселка с населением 500 человек на Саянах (Красноярский край) обходится в 30 раз дешевле. Сегодня Диксон, по сути дела, обслуживает сам себя. Почти все диксончане работают либо в сфере ЖКХ, либо в бюджетных организациях. На Диксоне, как и в большинстве поселков, «градообразующие предприятия» – администрация, школа, больница.

Александр Анисимов, диксончанин:

Территория

Территория, подчинённая пгт Диксон (бывшего Диксонского района)

В состав городского поселения входит один населённый пункт — пгт Диксон, а также вся северная часть полуострова Таймыр, архипелаг Северная Земля и многочисленные острова.
Кроме пгт. Диксон на территории поселения действует вахтовый посёлок на острове Большевик на месте разработки месторождений россыпного золота. На материковой части и островах действуют метеостанции: о. Голомянный; о. Диксон; о. Известий; Колба ГФ; мыс Стерлигова; мыс Челюскина и законсервированные: Краснофлотские острова; о. Гейберга; о. Домашний; о. Исаченко; о. Малый Таймыр; м. Песчаный; о. Правды; Пясина; о. Русский; Солнечная бухта; СРЗА «Буденовец»; о. Тыртова; о. Уединения; Ефремов палец; Усть-Таймыр; Усть-Тарея; о. Ушакова; о. Вилькицкого.
Вдоль побережья Енисейского залива, Карского моря и на островах стоят промысловые избы, места их наибольшей концентрации — правый берег Енисейского залива, берег Карского моря (берег Петра Чичагова) от посёлка Диксон до мыса Стерлигова и нижнее течение реки Пясина.

На территории поселения выделены земли следующих категорий:

  • Земли запаса — занимают большую часть территории поселения.
  • Земли сельскохозяйственного назначения — расположены у южной границы поселения на р. Пясина площадью 1040,5 тыс. га. Представляют собой оленьи пастбища и участки, отданные в аренду частным лицам для рыбопромысловой деятельности.
  • Земли особо охраняемых природных территорий (федерального значения): Государственный природный заповедник «Большой Арктический», участок Государственного природного биосферного заповедника «Таймырский».
  • Земли промышленности — южная часть о. Большевик, где разрабатываются месторождения золота: Лагерное, Студёное, Голышева.
  • Земли обороны и безопасности — объекты федеральной пограничной службы в посёлке Диксон и на острове Средний.

Строения

22 августа 1901 года, по распоряжению Эдуарда Толля, руководителя Русской полярной экспедиции 1900—1902 годов, Николаем Коломейцевым на северном берегу диксонской бухты было организованно сооружение деревянного амбара, хранившего запас угля для нужд экспедиции. Эта постройка стала первым строением на острове Диксон.

В 1915 году на острове были созданы запасы угля для экспедиции морских судов «Таймыр» и «Вайгач». Также были собраны два жилых дома ручной рубки и баня, привезённые вместе с углём буксиром «Корреспондент» Министерства путей сообщения и баржей.

7 сентября 1915 года на острове впервые в эфире прозвучали позывные одной из первых арктических радиостанций, этот день считается днем основания Диксона. По завершению гидрографической экспедиции станция была закрыта. Однако, учитывая большое научно-практическое значение гидрометеорологических наблюдений на побережье Карского моря 22 апреля 1916 года Совет министров Российской империи принял постановление о выделении средств на оборудование постоянной гидрометеорологической станции на острове. Летом 1916 года на станцию были доставлены гидрологические и метеорологические приборы, оборудование для аэрологических шаропилотных наблюдений. На её базе в 1930-х годах построены первые на Северном морском пути арктический радиогидрометеорологический центр (строительство началось в 1936 году) и геофизическая обсерватория. Радиоцентр в дальнейшем был преобразован в Диксонское управление гидрометеослужбы (ДУГМС).

Диксон имеет ледовую авиаразведку и штаб морских операций по проводке судов сквозь льды.

На острове находится западная часть посёлка Диксон, аэропорт (построен в конце 1950-х), школа № 2 (закрыта в 2005 году), продовольственный магазин, дизельная электростанция, расформированная войсковая часть (ПВО, войска радиоподавления)и другие строения.

Самый северный в России и единственный в Карском море порт Диксон размещён в восточной части посёлка — на материке. Также там находится погранзастава, угольная мини-ТЭЦ, больница, школа № 1, ряд продовольственных магазинов, администрация, суд и другие здания. Есть даже самая северная в России картинная галерея.

Зимой автобусы, автомобили, мотоциклы и вездеходы ездят по ледовой дороге, накатанной поверху снежного покрова бухты или прочищенной до самого льда. Летом курсирует пассажирский катер, а в межсезонье из одной части поселка в другую можно попасть только вертолетом.

Автономия

В советское время Диксон входил в состав Красноярского края. Однако в поселке городского типа (ПГТ) Диксон находились структуры союзного подчинения. Например, Диксонское управление гидрометслужбы подчинялось Главному управлению при Совете министров СССР и обслуживало весь западный район Арктики. Строительно-монтажное управление «Диксонстрой» возводило погранзаставы, объекты для зимовщиков, здания в поселках Амдерма, Диксон и Хатанга. Проводились научные изыскания. Министерству обороны подчинялись радиолокационные станция и силы противовоздушной обороны. Значимые для Диксона вопросы решались в Москве. Поселок называли «Воротами в Арктику» и «Неофициальной столицей Арктики».

После распада СССР был образован Таймырский Долгано-Ненецкий автономный округ с центром в городе Дудинке. Округ был субъектом Российской Федерации со своей Думой, губернатором и представителями в Федеральном собрании. Диксонский район входил в состав округа.

В апреле 2005 года состоялся референдум по вопросу объединения Красноярского края, Таймырского и Эвенкийского автономных округов. Большинство проголосовало «за», и автономии были упразднены. Результаты того референдума у жителей Таймыра и сегодня вызывают сомнения.

Геннадий Щукин, представитель Ассоциации коренных малочисленных народов Таймыра, в 2005 году выступал против присоединения Таймыра к Красноярскому краю.

– Накануне референдума я раздавал листовки с призывом сохранить автономию, тут же начались налоговые проверки организаций, которые я возглавлял, полиция искала нарушения в моих действиях, вызывали в прокуратуру. Потом на меня было совершено нападение. Я зашел в подъезд, там стояли незнакомые мне люди. Когда я стал открывать дверь, меня ударили. Я потерял сознание и больше ничего не помню.

Сам референдум проходил с нарушениями. Например, в городе Дудинка на территории аэропорта находился один из избирательных участков, где голосовали представители коренных. Этот участок не был даже внесен в реестр. Я подавал заявление в суд. Но суд посчитал, что на результаты референдума это не повлияло.

Алексей Новиков, бизнесмен, представитель уполномоченного по защите прав предпринимателей в Дудинке:

– Когда здесь проводили референдум, нам обещали чуть ли не заполярную Швейцарию. Что Красноярский край – он такой богатый, что сюда пойдут вливания, инвестиции. В итоге народ просто обманули.

В единый день выборов, в сентябре 2018-го голосование в думу районного центра Таймыра города Дудинки (Диксон входит в состав Таймырского Долгано-Ненецкого района), по сути дела, провалилось. На семи участках из пятнадцати избиратели проголосовали против всех. Местные власти вынуждены были проводить довыборы в декабре 2018 года.

Алексей Новиков, бизнесмен, представитель уполномоченного по защите прав предпринимателей в Дудинке:

Этимология

Адольф Эрик Норденшельд

Оскар Диксон

Открыт, вероятно, в начале XVII века поморами во время плаваний вниз по Енисею до его устья и далее — до реки Пясины. Арктическим мореходам остров Диксон известен с XVIII века. Во время Великой Северной экспедиции в 1738 году начальник её Обь-Енисейского отряда, штурман Фёдор Минин назвал этот клочок суши «Большим Северо-Восточным». Позже русские промышленники именовали его «остров Долгий».

Однако эти названия были забыты. В XIX веке остров стал известен как «остров Кузькин». Что, по легенде, якобы соответствует имени морехода-промышленника Кузьмы.

В 1875 году Адольф Эрик Норденшельд, на судне «Прёвен» (швед. «Proven») назвал глубоко врезающуюся в восточный берег бухту Гаванью Диксона, по имени шведского предпринимателя Оскара Диксона (швед. Oskar Dickson; 1823—1897), финансировавшего его экспедицию. В 1878 году Норденшельд распространил название Диксон на остров.

Лишь в 1894 году начальник Российской гидрографической экспедиции А. И. Вилькицкий официально присвоил острову нынешнее название, увековечив тем самым имя шведского купца Оскара Диксона.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации