Андрей Смирнов
Время чтения: ~17 мин.
Просмотров: 0

Сочинение по картине герасимова церковь покрова на нерли 8 класс

Вариант 2

Баулин Сергей Алексеевич, знаменитый российский художник. За его плечами огромный багаж работ, которые покорили зрителя своей точностью и лаконичностью. В художественных кругах, Сергею Александровичу давали гордое звание мастера в архитектурной области. В архитектурные строения, которые находятся на его полотнах, мастер вложил всю свою любовь и душу. Доказательством данного, является колоссальная работа Баулина под названием «Храм Покрова на Нерли».

На картине изображен храм Покрова. С одного взгляда на полотно, глаза разбегаются от игры красок, которую предоставил художник своему зрителю. Цвета настолько яркие и реалистичные, что, кажется, как-будто смотришь не на картину, а на живой пейзаж.

Далее мы видим саму реку Нерль. Ее вода темно-синего цвета. В ней отражаются макушки деревьев и берегов. За счет этого вода кажется темно-зеленой.

А на возвышенном холме стоит прекрасный храм. Он и есть центровым персонажем данного полотна. Его стены окрашены в белоснежный цвет. Данный цвет символизирует легкость и невинность. Художник изобразил храм с тыльной стороны. Так как на фоне реки он выглядит еще краше, чем есть на самом деле. Церковь построена в три яруса

Баулин уделил внимание каждому окошку. Очень четко и лаконично прорисованы арки

Стены очень ровные и симметричные. Особенно меня впечатлил купол. Он настолько гладкий и овальный, а на нем возвышается золотой крест, который ярко переливается на солнце.

Позади храма, художник изобразил природу в красивом темно-зеленом цвете. Небо, почему-то, очень темное и мрачное, наверное, ожидается летний дождь. Сергей Алексеевич умело передал настроения картины. Насыщенные яркие цвета не угнетают, а наоборот возвышают. После просмотра данного полотна, захотелось посетить храм.

Предыстория написания картины очень захватывающая.  В 1165 году, в селе Боголюбово (это Владимирская область) был издан указ князем Андреем Боголюбовским о возведении храма в честь его покойного сына.  Место было выбрано у реки под названием Нерль. Но весною уровень воды всегда подымался, и поэтому что бы церковь ни затапливало водой, было принято решение и возведение искусственного холма.

Внешний облик. Загадочные орнаменты белокаменной резьбы

Царь Давид Женские Маски Львы Голуби орнамент фасада

На фасадах церкви характерная для тех времён каменная резьба. Узоры легко вписаны в стройный стан храма. Барельефы изображают царя Давида, поющего псалмы; львов, расположившихся под ним; а по сторонам от него – голубей. Аркатурный пояс окружает силуэт храма. Под ними, женские лица с длинными волосами убранными в косы. Лики словно освещают собою всё вокруг, украшая фасады церкви с трёх сторон.

Аркатурный пояс

По внешнему виду и исследованиям археологов ясно, что раньше церковь была с трёх сторон обстроена галереей. В хоры из неё подымалась лесенка, располагавшаяся на юго-западе галереи. В исторических архивах Владимирских земель сохранилось описание узоров, украшавших её. Так по белому камню были высечены грифоны и другие, самые разнообразные и диковинные мифические существа. А главными орнаментальными элементами резьбы служили прыгающие барсы – символ княжеской династии во владимирских землях.

Секрет холма

При археологическом исследовании открылся и удивительный секрет холма. На низменном пойменном берегу полая вода поднималась при разливе более чем на три метра. Потому-то и строительство здесь велось совершенно особенным образом. Сначала был заложен фундамент из булыжника на известковом растворе глубиной 1,60 м , до слоя материковой глины. На фундаменте в два приема возвели основание стен из тщательно тесанного, плотно пригнанного камня, высотой 3,70 м . Снаружи и внутри эти стены засыпали глинистым супесчаным грунтом и плотно утрамбовали. Подземная часть храма составляет, таким образом, 5,30 м . Вот так в устье Нерли вырос искусственный холм, ставший пьедесталом для церкви Покрова и предохраняющий ее от коварных весенних вод. Холм был покрыт панцирем из белокаменных плит с водосточными желобами и лестницами, сбегающими к пристани.

Получается, современный облик храма, такой цельный и законченный, — лишь

основное ядро. Когда-то это выглядело совершенно по-иному – над водой поднимались белокаменные ярусы – широкий холм, внушительный пояс аркад-галерей, затем сам храм и, наконец, цилиндрическая башенка барабана с главкой и крестом. Кстати, главка изначально тоже была иная – не луковичная, а шлемовидная, покрытая деревянными «чешуйками».

Пропорции храма необыкновенно изящны и красивы. Часто этот храм сравнивают с образом красной девицы (в отличие от Дмитриевского собора во Владимире – воина-богатыря). И, хотя, тип храма совершенно обычен для этого времени (крестово-купольный, одноглавый, четырехстолпный, трехапсидный, с тремя продольными и тремя поперечными нефами), он неуловимо отличается от множества других церквей. Здесь все направлено на достижение эффекта максимальной стройности и высоты. Множество деталей, еле уловимых, очень деликатных, подчеркивают вертикальную ось сооружения. Например, средняя апсида чуть приподнята над боковыми, несколько поднято и среднее окно. Барабан храма высокий и тонкий с узкими окнами, поднятый на пьедестал-постамент усиливает впечатление устремленности вверх. И внутреннее пространство церкви Покрова воспринимается как некий воздушный столп с убегающими ввысь пучками вертикалей.

Храм украшен прекрасной белокаменной резьбой, присущей владимиро-суздальскому зодчеству. Здесь есть и излюбленный образ царя Давида в окружении животных, настоящих и фантастических, и богатые орнаменты и удивительный ряд рельефов девичьих ликов, которые опоясывают все три фасада храма. Это один из самых загадочных мотивов в скульптурном декоре церкви. В настоящее время сохранилось девятнадцать таких рельефов, представляющих целую галерею скульптурных портретов. Исполнение этой прекрасной белокаменной резьбы требовало немалого времени и большого технического мастерства. Даже простая обработка каменного блока предполагала более тысячи ударов мастера по инструменту. А на теску фасонного камня и резьбу рельефов церкви Покрова на Нерли по расчетам исследователей должно было потребоваться около трех с половиной тысяч человеко-дней.

После гибели князя, во время княжеских усобиц, а затем в годы татарского разорения храм получил первые разрушения. И только во второй половине XVII века были проведены серьезные ремонтные работы. В это время здание получило четырехскатную деревянную кровлю; ветхие галереи были отломаны. Храм иногда затоплялся во время разливов, вода подступала к самому фундаменту, льдины бились о цокольные камни. В 1784 году храм чуть было не исчез навсегда – настоятель Боголюбова монастыря просил разрешения разобрать Покровскую церковь на камень для строительства новых святых врат в своем монастыре. К счастью разрушение храма не состоялось, причем по вполне прозаической причине – не сошлись в цене с подрядчиком. Храм пострадал и от невежества. В 1877 году монастырские власти самовольно, без ведома архитектора предприняли ремонт: без всякой нужды обвязали храм железными стяжками, сбили остатки фресок в барабане и куполе, заменили гипсовыми утраченные белокаменные рельефы… Боголюбов монастырь вместе с Покровским были закрыты в 1923 году, а еще ранее, с 1919 года древние белокаменные памятники, в том числе церковь Покрова, приняты под охрану Владимирской губернской коллегии по делам музеев. В начале 1990-х годов храм по настоянию Церкви был передан вновь открытому Боголюбову монастырю, а затем местному приходу Иоакима и Анны, с подчинением архиерею. В конце 1992 года широко известный памятник был внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

  • Палестинское монашество
  • Непокоренное монашество

Архитектура

Нынешняя церковь — это центральный объем первоначальной постройки, прошедший сквозь 900 лет практически без изменений. Это четырехгранник со стороной 10 метров, если не учитывать выступающие с восточной стороны 3 апсиды. Фасад узнаваем благодаря поясу из высоких, узких ложных арок, что являлось отличительной чертой облика и других церквей Владимиро-Суздальского княжества.

При осмотре здания может показаться, что стены наклонены внутрь, однако все они строго вертикальны, а иллюзия возникает из-за особого сочетания пропорций. Также этот прием визуально «вытягивает» стены, заставляет их выглядеть выше, чем они есть.

Фасад украшен барельефами из белого камня, значение которых также до конца не выяснено. Тут встречаются три изображения царя Давида, иногда называемого псалмопевцем, голуби, львы, грифоны, несущие в когтях лань, а также женские головы, чьи волосы убраны в длинные косы. Всего можно увидеть 19 рельефов.

Летописи и даты

Прежде всего, неизвестен точный год строительства знаменитой церкви. Традиционная датировка её 1165 или 1165–1167 годами опирается на очень поздний источник — «Житие Андрея Боголюбского» XVIII века, где сказано: «Cего же лета сын его первый Изяслав Андреевич ко Господу отъиде… Cей же великий князь Андрей, аще печалию о скончавшемся сыне, яко человек объят быв, и скорбяше…более в богоугодные дела поощряшеся; ибо Боголюбския обители, яко поприще едино, на реке Клязьме, в лугу, нача здати церковь во имя Пресвятыя Богородицы честнаго ея Покрова, на устье реки Нерли… оную церковь единым летом соверши и обитель монашествующим при ней содела». Откуда автор этого памятника так точно узнал обстоятельства постройки храма спустя шесть веков — непонятно.

Другую датировку предлагает единственный сохранивший память о строительстве храма летописный источник — Владимирский летописец XVI века, где под 1158 годом сказано: «Cии же князь Ондреи Боголюбовныи град спом осыпа, постави ту церковь камену Рожество святеи Богородици на Клязме реке, а другую Покров святеи Богородици на Нерли, и устрои монастырь». Однако и четыреста лет спустя достоверно судить о строительстве храма в Древней Руси было тяжеловато.

Таким образом, единственное, что можно утверждать с большей или меньшей степенью вероятности — какой бы ни была точная дата закладки храма, столь сложное сооружение едва ли было построено за один сезон.

Церковь Покрова на Нерли — история строительства, фото

Принято считать, что история церкви Покрова на Нерли началась в 1165 году, всего через 7 лет после основания Боголюбова. Храм был построен в память о старшем сыне Андрея Боголюбского Изяславе Андреевиче, который умер вскоре после победоносного похода на камских татар. Но существует и альтернативная версия, согласно которой годом строительства храма Покрова на Нерли считается 1158 год.

Церквей, освященных в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы, в России и за ее пределами очень много, но вероятнее всего, Покрова на Нерли была первой церковью Покрова, так как именно Андрей Боголюбский в середине XII века установил этот праздник.

Несмотря на свой довольно аскетичный вид, церковь кажется идеальным архитектурным сооружением, в котором нет ничего лишнего. Но это на наш взгляд, а кто-то наоборот говорит, что уродливее этой церкви ничего не видел. Как говорится, на вкус и цвет все фломастеры разные.

Существует легенда, согласно которой Великий Князь Андрей Боголюбский привез «белый камень» для строительства церкви Покрова на Нерли из Булгарского царства, но это всего лишь красивая легенда, потому что анализы камня и исторические факты полностью противоречат этой легенде.

Церковь Покрова на Нерли построена на искусственном холме, недалеко от того места, где раньше находилось место впадения Нерли в Клязьму. Церковь была построена таким образом, чтобы князь Андрей мог видеть храм из окон своего терема.

Весной, во время половодья, территория вокруг церкви почти полностью находится под водой, так что добраться туда можно только вплавь или на лодке. Фотографии, сделанные ранней весной — одни из самых красивых. Летом рядом с церковью можно совершенно спокойно гулять, не боясь утонуть.

Чтобы противостоять потокам воды, которые ежегодно должны были наносить серьезный вред храму, применена особая технология постройки фундамента. Обычный фундамент был заложен на глубине 1.6 метра, после чего были построены стены высотой более 3.5 метров, которые засыпали глинистым грунтом рукотворного холма. Таким образом, фундамент церкви расположен на глубине более 5 метров — это и позволяет вот уже 850 лет противостоять водным потокам.

Если внешний образ храма, построенного в XII веке, дошел до наших дней почти без изменений, то первоначальные внутренние фрески и росписи были утрачены в 1877 году.

Сейчас в  храме Покрова на Нерли регулярно совершаются службы, а в остальное время церковь открыта, как музейная экспозиция. Фотографировать в храме запрещено, но поверьте на слово — внутри церковь Покрова на Нерли тоже очень красивая.

Рядом с церковью Покрова на Нерли находится небольшая пасека и прокат лодок, который был закрыт. Кстати здание, в котором разместился прокат, это бывшее здание Трехсвятительской церкви, построенной в 1884 году. Другие строения в XX веке разобрали, чтобы они не портили визуальное восприятие храма.

В конце 1992 года, в составе других древнерусских белокаменных памятников Владимира и Суздаля, храм был внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО, что сделало его еще более популярным туристическим объектом.

Рядом с церковью милая девушка совершенно бесплатно рассказывает краткую историю строительства храма Покрова на Нерли, а также интересные истории, которые случаются весной, когда к церкви можно добраться только на лодке. У нее же можно приобрести красивейшие фотографии и книги о церкви.

Посещение церкви Покрова на Нерли не займет у вас много времени, поэтому не стоит планировать поездку в Боголюбово на целый день. Гораздо лучше совместить визит сюда с посещением Боголюбского монастыря, а также поездкой в Суздаль и Владимир.

Если у вас в запасе два выходных, то это получится отличное путешествие выходного дня, наполненное яркими эмоциями и интересными местами. Во Владимире и Суздале много хороших и недорогих отелей, в которых можно остановиться, тогда даже водители смогут попробовать вкуснейшую суздальскую медовуху.

Эта статья была украдена с сайта http://poznamka.ru…

О том, что интересного посмотреть во Владимире и Суздале, читайте в отдельных больших материалах — Достопримечательности Владимира и Суздаль — столица Золотого Кольца.

Описание по картине

Работы известного художника В. Е. Попкова – это выражение собственных мыслей через краски и штрихи. На картине под названием «Осенние дожди» автор показывает, что для великого русского гения А. С. Пушкина – осень – это несравненная пора. Не случайно Попков изобразил его на фоне увядающей природы. Подобный пейзаж для многих людей вызывает чувство грусти, тоски. Однако некоторые согласятся с тем, что золотая пора полна сюрпризов, которых нет среди явлений остальных времен года.

Передний план полотна представлен частью роскошного особняка с мощными серыми колоннами. Спиной к зрителю, облокотившись на одну из них, стоит мужчина. Каждый из нас легко узнает в нем Александра Сергеевича, который, несмотря на промозглую погоду, одет легко. О том, что на улице ненастье, говорит мокрый пол под его ногами, который смотрится промокшим и скользким от дождя. Листья в беспорядочном направлении мечутся из стороны в сторону, поддаваясь порывам ветра. Поэт одет в темно-серый костюм. Подол его пиджака развивается от потока воздуха, постоянно меняющего направление. Пушкин обхватил себя руками, будто желая согреться и продлить время на открытом воздухе. Он смотрит влево сосредоточенно, не спешит уходить.

От его ног вниз идет спуск в виде крутых просторных ступеней. Каждая из них залита лужами, от недавно прошедшего дождя. За последней ступенькой изображена лавочка, которая манит присесть и насладиться тем, как изменяется природа под влиянием осени. Однако она мокрая, поэтому остается пусто в данный момент.

Если зритель, любующийся этой картиной, является истинным ценителем красоты русской природы, любителе осенней поры, то он легко разделит впечатления героя картины. Перед Пушкиным открывается чудесная панорама, где смешались разные краски, что подтверждает приход осени. Желтый, сиреневый, серый и зеленый цвета здесь имеют разные оттенки. Это завораживает поэта, заставляя стоять долгое время на улице. По обеим сторонам массивного крыльца представлены роскошные кроны деревьев. Каждый листик напоминает янтарь. Желтый цвет крон настолько яркий, что иногда кажется, что такое явление в природе не существует. Листва на ветках также не находится в равновесии, так как ветер бросает их в разные стороны, не давая передохнуть.

В центральной части изображена река. Она выглядит по-осеннему – сине-серого тона, с пустыми берегами. Представляется ее мутная беспокойная вода. Река извивается и зигзагами пропадает вдали. За ней следует огромное пространство, состоящее из полей, где трава еще только начинает желтеть. В данный момент она зеленого цвета с желтыми вкраплениями. На горизонте художник изобразил бесконечные горы, плавно переходящие из синего цвета в зеленый. Их верхушки будто поддерживают серые облака. В целом небо не подает надежд на то, что в скором времени появятся лазурные проблески. Впереди ждет только дождливая погода, поэтому и небо лишь еще больше приобретает темный цвет.

Каждое время года прекрасно по-своему. Однако Александр Сергеевич Пушкин остается предан своему сердцу. Виктор Ефимович запечатлел поэта на фоне осени в самом разгаре. При этом живописец  погоду выбрал не теплую, ясную, а ненастье. Но художник будто поддерживает героя собственной картины в том, что в каждом мгновении нужно видеть прекрасное. Это сделает всех нас счастливее и добрее.

Как выглядит храм, что внутри

Холм, на котором стоит церковь Покрова на Нерли — искусственно созданный. Для того, чтобы строение не уходило под воду, был сооружен пятиметровый фундамент, на котором до сих пор стоит крестово-купольный храм. Церковь четырехстолпная и одноглавая, украшена с внешних сторон необычными резными рельефами.

Размер основного строения — примерно 7 на 8 метров, с учетом достаточной толщины стен (не менее метра) внутреннее пространство достаточно небольшое. Все, что вы увидите, войдя в храм — это белые стены, несколько фресок (привозных) и церковную лавку.

Гармоничность и законченность облика белокаменного творения Андрея Боголюбского привлекают к нему ежегодно тысячи туристов, не пугающихся пройти пешком по тропинке луга около полутора километров.

История

Церковь была освящена в честь праздника Покрова Богородицы. Однако источники, говорящие об установлении этого праздника на Руси в середине XII века по инициативе Андрея Боголюбского, отсутствуют, а в домонгольских летописях о церкви говорится как о посвящённой не какому-то конкретному празднику, а Богородице. Следовательно, этот праздник мог быть установлен и позднее (первые упоминания о нём относятся к XIII веку), и в этом случае церковь первоначально могла иметь какое-либо иное посвящение.

По легенде, содержавшейся в Житии Андрея Боголюбского, белый камень для постройки церкви был вывезен из покорённого Андреем Боголюбским Булгарского царства. Однако эта легенда опровергается как историческими фактами, так и результатами петрографических анализов белого камня, использованного для строительства церкви.

Первоначально церковь Покрова была собором небольшого, но имевшего белокаменные укрепления монастыря, располагавшегося на стрелке Клязьмы и Нерли. Этот монастырь в конце XVI века упоминался среди патриарших домовых монастырей, во второй половине XVII века имело место его кратковременное процветание, в 1764 году он был упразднён. В 1784 году из-за низкой доходности Покровской церкви игумен Боголюбова монастыря (к которому она была приписана) добился разрешения разобрать храм на строительный материал для возведения монастырской колокольни, однако недостаток средств не позволил начать работы.

Описание картины Храм Покрова на Нерли Баулина

На картине выдающегося художника С.А. Баулина изображена маленькая и уютная церковь, построенная в глубокой древности в честь умершего сына князя Андрея Боголюбского. Она является композиционным центром картины, ее белоснежные, чистые, словно снег, стены трудно не заметить на общем фоне пейзажа, они ярко контрастируют с насыщенными красками зелени и пасмурного неба. Возвышающийся купол храма, оттенки которого поражают своим многообразием, всем своим величественным видом указывает на то, куда надо стремиться страждущим душам.

Ее расположение, судя по густой зелени, окутывающей почти всю территорию местности, и виднеющимся крышам деревянных домов, говорит о прочной, неотчуждаемой связи с деревенской жизнью и бытом.

Атмосфера напряженности и в тоже время умиротворения на картине поддерживается за счет мастерски подобранного колорита, который мы можем проследить во всех частях картины! Вот оно, небо, окутанное облачной пеленой, то нежно голубое, то отдающее сиреневыми оттенками. Вот они, солнечные одуванчики, светят нам, что есть сил, с небольшого пригорка внизу картины,  ожидающие грозу. Синяя стройная речка, наверняка полная рыбы, весело плещется из стороны в сторону под дуновениями неуёмного ветра. Она отражает в себе все, что ее окружает, и в это же время имеет свой неповторимый характер.

 Этот великий мастер живописи очень тонко передал архитектурную детализацию храма. Даже невооруженным глазом можно увидеть лепнину над сводчатыми окнами. Каждый мазок гениально помещен на свое место. В целом все полотно прорисовано на высоком уровне.

 От изображения веет русским духом и пахнет русским полем. Оно порождает в зрителе лишь светлые, благие чувства, присущие православному человеку. Художник словно вдохнул в свое творение жизнь- оно будто в движении и хочет нам рассказать свою историю. Если прислушаться к картине, то можно услышать отдаленные звуки голосов людей, бегущих с работы домой, опасаясь попасть под дождь, трепетное жужжание, никогда не забывающих своего долга перед семьей, пчел, звонкое журчание Нерли и гулкую поступь приближающегося урагана. Эта атмосфера манит своим величием й  культурной простотой. Эту картину можно изучать бесконечно. Она изменяет свой характер в зависимости от настроения самого зрителя, поэтому однозначно описать ее невозможно. Эта картина вдохновляет своей благодатью.

Для 8 класса

[List of illustrations]

  1. The Church of the Intercession on the Nerl. View from north-west
  2. North façade
  3. North façade. Upper part of the central and western sections
  4. North façade. Detail from corbel table: colonnettes with figured consoles (eastern section)
  5. North façade. Detail from corbel table: colonnettes with figured consoles (western section)
  6. North façade. Relief on left of central window: Lion
  7. North façade. Reliefs decorating surmounting arch of eastern section: Griffon attacking deer; female masks
  8. North façade. Female mask on left of central window
  9. East façade
  10. East façade. Detail from corbel table of central apse
  11. View of the church from south
  12. South façade. Details from decoration on central section
  13. West façade
  14. West façade. Portal
  15. West façade. Decoration on central section
  16. West façade. Detail from corbel table. Colonnettes with figured consoles (central section)
  17. Stone with part of a carving of a leopard (from annex — no longer extant — of the Church of the Intercession)
  18. Interior. South-western pier. Reliefs depicting lions at bases of vaults
  19. Interior. Lions at base of main vault
  20. Interior. View from west side

On the cover: Griffon attacking deer. Female masks. Detail from decoration on north façade

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации