Андрей Смирнов
Время чтения: ~18 мин.
Просмотров: 0

Балкария

Жилище

Поселения балкарцев имеют специфику, обусловленную горным ландшафтом. Их располагали в труднодоступных местах, с целью защиты от нападений врагов. Люди расселялись на склонах гор, по краям ущелий, вблизи рек. Жилища ставили хаотично, аулы имеют вид террас, где дома находятся один над другим. Узкие, кривые улочки часто выглядят как тропинки, могут резко закончиться тупиком. Издревле дома складывали из камня без какой-либо связки. Это было невысокое прямоугольное строение с плоской крышей и земляным полом. Крышу делали из досок и дерна. Окна были небольшого размера. Помещение отапливалось открытым очагом.

Для обороны поселения строили башни и крепости. Была распространена система дозорных башен, из которых дозорные подавали сигналы друг другу. Нижние этажи могли использоваться для жилья во время набегов неприятеля. Башни имели узкие бойницы, через которые балкарцы следили за передвижениями врага. В более позднее время там, где имелся лес, стали строить срубные избы. Сруб устанавливали на каменном или свайном фундаменте. Пол состоял из досок, имелись ставни, закрывающие окна. Богатые балкарцы могли позволить себе большой двухэтажный дом с несколькими комнатами, железной или черепичной крышей. Постелью служили деревянные нары, застланные войлоком. На полках вдоль стен расставляли глиняную, медную посуду. В 19 веке появились столы, стулья. Стены, пол стали застилать коврами. Присутствовало разделение на женскую и мужскую половины, также в доме была гостиная.

Культура, традиции и обычаи балкарцев

Семейные традиции балкарцев продиктованы нормами поведения, сформировавшимися за много веков. Тип уклада семьи – патриархальный с четкой иерархией. Женщина должна беспрекословно подчиняться мужчине и служить ему, она не имеет права сидеть с ним за одним столом. Посторонним мужчинам запрещено находиться в женской половине дома. Родители проявляют строгость к детям, а старики могут быть с ними ласковы.

Культура уходит корнями в глубокую древность. В деревнях отмечаются праздники весеннего равноденствия и летнего солнцестояния, исполняются обрядовые песни и танцы, совершается ритуальное умерщвление быка или барана.

Древний этикет

Горцы и сейчас придают большое значение правилам этикета и стараются соблюдать их во всем. Например, дети и женщины не садятся за один стол с гостем и мужчинами, а ждут, когда понадобится их помощь. В гости приглашают даже малознакомых людей, угощают их, проявляют к ним уважение.

Одной из отличительных особенностей балкарцев, как и других кавказских народов, является почтительное отношение к старшим по возрасту. Считается недопустимым оскорбить или даже перебить в разговоре родителей, стариков, не прислушаться к их мнению.

Женщина обладала меньшими правами, чем мужчина, но, будучи матерью и женой, также пользовалась почитанием. Девушке не позволяли самой выбирать мужа – за нее решение принимали родители. Она могла увидеть жениха впервые в день свадьбы и не имела права ответить прямым отказом.

Свое согласие невеста выражала, надев белый платок, а платье, надетое без пояса, означало отказ. Родители примирялись с ее решением или же играли свадьбу против воли невесты. Если у нее был другой возлюбленный, он мог ее выкрасть и заплатить калым. В то же время, насильственное похищение без согласия девушки осуждалось и наказывалось.

Народное музыкальное творчество тесно связано с культурой и историей. В своих песнях балкарцы прославляют героев, описывают исторические события, рассказывают легенды. Мелодии ритмичны, исполняются мужским хором в унисон или раскладываются на голоса. Одна и та же фраза повторяется по нескольку раз. Напевы сопровождаются быстрыми пассажами на тростниковой дудке и щелканьем на ударном инструменте, состоящем из дощечек, вздетых на веревку.

Самое большое семейное событие – свадьба, всегда многолюдная, обильная, сопровождающаяся песнями и танцами. Сейчас по всему интернету гуляют видео, что балкарцы снимают на этих праздниках – богато украшенные национальные костюмы, традиционная кухня, неизменная лезгинка.

Национальная одежда

Одежде присущи характерные черты горских традиций. Мужской костюм состоял из широких штанов, нательной рубахи и черкески, которую надевали поверх бешмета по выходным и праздникам. На поясе, украшенном серебряными украшениями, висел нож. Головной убор, традиционный для Кавказа – папаха. Верхней одеждой служила одежда из овчины или войлока. Обувь – чувяки и ноговицы – делали из сафьяна и войлока.

Женская одежда была многослойной – нательная рубаха и штаны, поверх — утягивающий фигуру кафтанчик, на него распахнутое впереди платье с нарядным поясом. В холодную погоду также надевалось второе стеганое платье, на плечи накидывалась большая теплая шаль.

Замужние женщины ходили в платках, незамужние девушки — в расшитых высоких шапочках, но голова у всех должна была быть покрыта. Женская обувь не отличалась от мужской. Национальный балкарский костюм определял возраст и принадлежность к сословию. Это хорошо видно на фото балкарцев конца XIX, начала XX века.

Религия предков

До перехода в ислам они были политеистами. Самым главным богом считался Тенгри (Тейри) – обожествленное небо. Также верили в божеств-покровителей, духов, приметы, магическую силу трав, деревьев и камней, изготавливали обереги и тотемные предметы.

Животных почитали и уважали. Согласно поверьям, оленье молоко могло исцелить самые страшные болезни, зажженная волчья жила наводила болезнь на убийцу или вора. Волчьи кости и шерсть оберегали дом от злых духов, а чернобурки – от голода.

Хранила дом змея, живущая во дворе, вход в него — бараньи или турьи рога, а кровью жертвенной овцы мазали личико новорожденного для придания сил. Особо почитался конь – верный друг воина, способный видеть духов и джиннов. Коней хоронили вместе с хозяевами, конский череп окунали в реку во время засухи.

В XVII в. со стороны Дагестана пришли мусульманские проповедники, но еще в XIX в. религия балкарцев являла собой смешение исламских, христианских и языческих традиций. В наши дни большая часть народа – мусульмане-сунниты. Несмотря на официальную религию, жители многих поселений по-прежнему верят в магию природы.

Выдающиеся карачаевцы[править]

Байчоров Курман Умарович (1951-2002) — доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор, академик ААН и БПА, основатель кафедры Начертательной геометрии и графики Северо-Кавказской Государственной Гуманитарно-Технологической Академии, основатель кафедры педагогики и психологии Карачаево-Черкесского филиала Московского Открытого Социального Университета, автор более 50 научных работ и 70 монографий в области педагогики и психологии. Заслуженный деятель науки КЧР.

Бадахов Аскер Мырзакулович(1921—1988)- гвардии полковник, кавалер ордена Суворова III степени, дважды Герой Советского Союза.

Бадахов Хамзат Ибраевич (1917—1996) — Герой Советского Союза, Российской Федерации.

Байрамуков Джадтай Каитбиевич — бесстрашный воин, Полный Георгиевский кавалер, народный герой.

Крымшамхалов Магомед-Гери Азамат-Гериевич (1888 — ?) — бесстрашный воин, Герой Первой мировой войны, Кавалер ордена Св. Георгия.

Богатырев Харун Умарович (1907—1966) — полководец, Гвардии полковник, Герой Советского Союза.

Чочуев Харун Адамеевич (1919—1987) — командир, Герой Российской Федерации. Партизанский отряд «Свобода» под его командованием провел 92 боя и ни в одном из них не потерпел поражения. Решением местной администрации города Неслуши (Словакия) от 5 февраля 1988 года центральная улица названа именем Харуна Адамеевича Чочуева.

Касаев Осман Муссаевич — бесстрашный воин, легендарный партизанский командир, Герой Советского Союза.

Узденов Дугербий Танаевич (1917—2005) — бесстрашный воин, легендарный разведчик, Герой Российской Федерации.

Файл:Win Renat Akbaev.jpg Ренат Акбаев — 3-х кратный чемпион мира по борьбе на поясах

Голаев Джанибек Нанакович (1917—1943) — бесстрашный воин, летчик-истребитель, Герой Российской Федерации.

Магометов Солтан Кеккезович — генерал-полковник бронетанковых войск, Главный военный советник в Сирии и Афганистане. Известный военачальник и дипломат.

Семенов Владимир Магомедович — главнокомандующий Сухопутными войсками — заместитель министра обороны СССР, командующий Силами общего назначения Объединенных Вооруженных Сил СНГ, главнокомандующий Сухопутными войсками РФ.

Эбзеев Борис Сафарович — профессор, доктор юридических наук, судья Конституционного Суда РФ.

Урусова Байдымат Исхаковна — профессор, автор ряда уникальных научных открытий, первый доктор физико-математических наук среди женщин Северного Кавказа.

Байрамуков Мухтар Хусеевич (Алан Берков) — знаменитый гонщик, первый российский претендент на участие в «Формуле-1». Был лично знаком со знаменитым автогонщиком Айртоном Сеной.

Аслан Кокаев — чемпион мира по каратэ-до. Мастер спорта международного класса.

Кемал Урусов — Чемпион по кикбоксу в турнире между клубами Турции, Первое место в чемпионате Анкары по кикбоксу

Ахмат Доттуев — Интерконтинентальный чемпион мира по профессиональному боксу по версиям WBC и IBF, 1996 и 1998 гг

Руслан Сарыев — трехкратный абсолютный чемпион мира по армреслингу, легенда армреслинга

Роберт Чомаев — 5-ый чемпион мира по армреслингу. Великобритания,Польша,Болгария 2006—2009,Заслуженный тренер Российской Федерации.
,,,Расул Чотчаев — 5-ый чемпион мира по армреслингу. Заслуженный мастер спорта.
,,,Дагир Тебуев — абсолютный чемпион мира по армреслингу(2001 год. Польша) Заслуженный тренер Российской Федерации.
,,,Казбек Чагаров −2-ый чемпион мира. Заслуженный мастер спорта

Еда

Основу питания балкарцев составляют мясные, молочные блюда. Их подают с лепешками из пшеницы, ячменя, кукурузы. Повседневной пищей являются наваристые, густые супы. Для первых и вторых блюд используется баранина, говядина, мясо домашней птицы. На гарнир подают картофель, фасоль, рис. Кушанья приправляются луком и чесноком. Издавна почетным блюдом считался целиком запеченный или сваренный в котле баран. Животное резали в честь прихода гостя или по праздникам. Голову подавали на блюде как самую лучшую пищу. Популярные национальные блюда балкарцев:

  1. 1.Шурпа. Густой жирный суп из баранины, картофеля, овощей с луком. Ингредиенты нарезаются крупными кусками.
  2. 2.Гедлибже. Мясо курицы или индейки, тушенное в сметане. В соус добавляют муку, специи. Подают с круто сваренной пшеничной кашей.
  3. 3.Лягур. Вяленое мясо, тушеное с картофелем.
  4. 4.Шашлык. По старинному рецепту готовится из печени и сала барана.
  5. 5.Хычын (также хычин). Пресные лепешки на основе пшеничной муки. Иногда начиняют фаршем, зеленью.

Также балкарцы пекут блины, ватрушки. Традиционным десертом является пахлава. Популярен закерис — нечто похожее на сладкий хворост, пастила, халва. Интересное блюдо представляет собой жамуко — старинное национальное угощение балкарцев. Оно очень питательное и калорийное. Его готовят из сыра или творога, который перетирают и варят на сметане. В смесь добавляют манную крупу. Получается нежное, тающее во рту лакомство. Эти и другие угощения всегда делают к приходу гостей. Балкарцы очень гостеприимные люди, для которых любой гость — уважаемый и почитаемый человек

Одежда и ее украшения

Народная одежда — это отрасль творчества, которая еще совсем недавно тесно смыкалась с жизненным укладом народа. В силу исторических условий она крайне плохо представлена в настоящее время в музеях и в национальном быту. Поэтому трудно проследить историю развития ее основных видов. Это возможно сделать лишь с помощью литературных источников, бытовых фотографий, а также привлечения археологических материалов.

Балкарскую одежду в ее уже сложившемся виде можно увидеть запечатленной на рисунках и фотографиях в книге немецкого путешественника Готфрида Мерцбахера, который побывал в горах Центрального Кавказа в конце XIX века. Большой вклад в дело изучения одежды балкарцев сделан работами Е.Н. Студенецкой.

В сложении форм народной одежды решающую роль всегда играл материал, из которого она изготовлялась. Как во всяком скотоводческом хозяйстве, изначально для одежды балкарцы использовали шерсть, кожу, мех, но с усилением торговых отношений появились хлопчатобумажные и шелковые ткани.

Весь цикл приготовления шерсти выполнялся женщинами каждого семейства. Прядение нитей производилось на самом примитивном приспособлении — веретене, вращаемом движением руки.

Широко использовался при изготовлении одежды плетеный шнур чалыў. Он имел самое различное назначение: служил для укрепления швов одежды, обшивки ее краев, изготовления петельных пуговиц, а также и украшения башлыков и женского платья. Шнуром выкладывались узоры и сетки на девичьих шапочках. Плелись шнуры из шелковых, а часто и из металлических нитей. Для отделки нарядного платья мастерицами изготовлялись более широкие ленты из металлических нитей — “галуны” очень сложных узорных переплетений

При плетении галуна мастерица должна постоянно делать самые разнообразные движения, сохраняя при этом напряженное внимание, это описывает Маргграф, пораженный сложностью манипуляций рук мастерицы, имеющей дело со “сложною системою карт, доходящих числом до 150 штук”.

Металлические нити (золотые и серебряные) привозились на Северный Кавказ из Турции или Крыма. Из привозимых материалов в одежде балкарцев большое применение получили также хлопчатобумажные ткани для нательного белья и шелковые, бархатные, парчовые — для нарядных или свадебных одежд.

Меха у балкарцев использовались чаще, чем у других народов, потому что они жили в горных районах

Овчины местной выделки шли на изготовление шуб, которые не возбранялось носить женщинам, особенно пожилым. На богатые женские шубы использовался привозной мех. Для обуви использовалась кожа тоже домашнего производства. Исходя из назначения обуви, применялись кожи бараньи, бычьи, козлиные. 

Органичной частью горской одежды были оружие и металлические украшения. “В прежнее время были у балкар хорошие оружейные мастера, но теперь они встречаются очень редко”, — писал Н. А. Караулов. Во второй половине XIX века на Северном Кавказе парадная мужская и женская одежда украшалась изделиями дагестанских оружейников и ювелиров.

Основу почти всех частей костюма составляло сукно собственной выделки, черно-белая тональность стала доминирующей в одежде.

Белая шерсть стала привилегией дворянского сословия, а в народной одежде применялась только для таких деталей, как башлык, шляпа, бешмет, которые красиво контрастировали с черной верхней одеждой.

Одним из популярных красителей, применявшихся для окраски шерстяных и шелковых тканей, был отвар барбариса, который придавал оранжево-красный тон. Для получения более ярких красных оттенков отваривались корни марены. Поэтому красный и оранжевый цвета стали излюбленными в женской праздничной одежде. Даже покупная ткань для платьев, кафтанчиков, платков предпочтительно выбиралась из этих теплых, празднично насыщенных тонов. 

Внешность

С антропологической точки зрения балкарцы относятся к европеоидам, к кавкасионскому виду. Этот тип распространен на Северном Кавказе. Похожими чертами обладают чечены, ингуши, осетины и другие кавказские народы. Люди этой национальности хорошо сложены, у них стройные, статные фигуры. Они высокого роста, мужчины широкоплечие. На широком лице выделяются высокий лоб и массивная челюсть. Нос длинный, часто с горбинкой. Черты лица несколько грубы, чему способствуют выступающий подбородок, большой нос. С возрастом лицо обретает угловатость. В молодости балкарцы имеют более изящные черты, к старости они начинают выглядеть очень солидно, представительно. Нередко представители этого народа кажутся старше, чем они есть на самом деле. Эта особенность является общей для кавказских народностей.

Молодые люди, особенно девушки, бывают очень привлекательными. Большие глаза, обрамленные темными ресницами, четкие дуги бровей делают лицо выразительным, притягивающим взгляд. Распространен карий цвет радужки наряду с черными густыми волосами. Однако среди балкарцев, как и других кавказцев, довольно часто встречаются люди с рыжими, русыми волосами и серо-голубыми глазами. Бывают и голубоглазые блондины, но реже. Некоторые историки считают, что народы этого региона изначально были светлой расой, но в результате ассимиляции с турками и монголами приобрели более темную кожу и волосы.

Этногенез[править | править код]

Полагают, что балкарцы образовались из смешения коренных северокавказских племён и алан. Предположительно название народа (этноним) балкарцев происходит от русского варианта названия балкарцев (то есть искажённое от малкарцев).

После монгольского нашествия (13 в.) предки балкарцев были оттеснены в горные ущелья Центрального Кавказа, где затем образовали 5 крупных «обществ» (Балкарское (Малкарское), Холамское, Безенгийское, Чегемское и Урусбиевское). Города были разрушены монголами и практически не подлежали восстановлению. В середине 18 века балкарцы пережили нашествие чумы с большими человеческими потерями. Из-за большой плотности населения болезнь стремительно распространилась и уничтожила 2/3, восстановленного после монгольского нашествия, населения. Во 2-й половине 19 в. часть балкарцев вновь переселилась в предгорные районы.

История балкарцев

Балкарцы – тюркский народ, проживающий на территории России. Сами себя балкарцы называют «таулула», что переводится как «горец». Согласно данным Переписи населения 2002 года, в Российской Федерации проживает 108 тысяч балкарцев. Говорят они на карачаево-балкарском языке.
Балкарцы как народность сложились в основном из трех племен: кавказоязычные племена, ираноязычные аланы и тюркоязычные племена (кубанские болгары, кыпчаки). Жители всех балкарских селений имели тесные связи с соседними народами: кабардинцами, сванами, карачаевцами, грузинами. Тесный контакт балкарцев с русскими начался примерно в семнадцатом веке, о чем свидетельствуют летописные источники, где балкарцы названы «Балхарскими кабаками».

В самом начале 19 века балкарские общества вошли в состав Российской империи. В 1922 была образована Кабардино-Балкарская автономная область, в 1936 преобразованная в АССР. В 1944 Балкарцы были насильственно депортированы в районы Средней Азии и Казахстана. В 1957 Кабардино-Балкарская АССР была восстановлена и Балкарцы вернулись на родину. В 1991 году была провозглашена Кабардино-Балкарская Республика.

На протяжении многих лет балкарцы занимались скотоводством, главным образом, выращивали овец, коз, лошадей, коров и тому подобное. Занимались также горным террасным пашенным земледелием (ячмень, пшеница, овёс). Домашние промыслы и ремёсла — выделка войлоков, бурок, сукон, обработка кожи и дерева, солеварение. Некоторые селения занимались пчеловодством, другие охотились на пушного зверя.

Вплоть до девятнадцатого века балкарцы исповедовали религию, представляющую собой соединение православия, ислама и язычества. Еще с конца семнадцатого века начался процесс полного перехода к исламу, но закончился он только в девятнадцатом веке. До этого момента балкарцы верили в магические силы, наделяли волшебными свойствами камни, деревья. Присутствовали так же и божества-покровители.

[править] Источники

  1. О влиянии хазарских евреев на этнос и культуру кумыков
  2. Мизиев И. М. История карачаево-балкарского народа с древнейших времен до присоединения к России

Балкарцы и хазары относится к Хазарии

ВойныАрабо-хазарские войны • Алано-хазарская война • Византийско-хазарские войны • Война Песаха с Русью • Война Олега с Хазарией • Война Святослава против Хазарии • Война хазар с курдами • Война хазар с печенегами • Восстание булгар против Хазарии • Гражданская война в Хазарии • Русско-хазарские войны • Русско-хазарский поход на Бердаа • Русско-хазарский поход на Византию 
БитвыБитва на Волге (914) • Битва при Ардебиле • Битвы при Беленджере: 650 год, 722 год, 732 год • Осада Ардебиля 
Цари ХазарииДинастия Ашина • Аарон I • Аарон II • Багатур • Вениамин • Внасеп Сурхан • Джебукаган Зиевил • Завулон • Захария • Иосиф • Исаак • Шад • Айбат • Калга • Вирхор • Менахем • Нисси • Езекиил • Ибузир Гляван • Манассия I • Манассия II • Ханукка 
Известные хазарыБарджиль • Булан • Сабриэль • Дуло • Исхак ибн Кундаджик • К-са ибн Булджан ал-Хазари • Песах • Тармач • Кембриджский аноним 
Хазарский каганатХазары • Хазарский язык • Хазарская культура • Хазарская армия (вооружение, наёмники) • Ал-ларисия • Буртасы • Вассалы • Гиркания • Гулямы хазарского происхождения • Дань хазарам (женщинами) • Доросская митрополия • Жидовин • Ислам • Кабары • Миссия Константина Философа в Хазарию • Обращение в иудаизм • Огузы • Подделка денег • Потомки хазар • Путь из варяг в хазары • Хазария и Китай • Хазария и Хорезм • Хазарская дипломатия • Хазарская литература • Хазарский флот • Хазары и Русь • Чуваши и хазары • Шеляг • Хазария после 965 года • Сийах-Куих • Работорговля • Крепости • Византийско-хазарские отношения • Венгерско-хазарские отношения • Волжская Булгария под властью Хазарии 
Города ХазарииАл-Байда • Ахты • Беленджер • Варачан • Городище Башанта • Дербент • Дмитриевское городище • Инглис-тюбе • Итиль • Кака-Шуринское поселение • Калининаульское городище (Калининаул) • Некрасовское городище • Самватас (Киев) • Маяцкое городище • Муни • Самосдельское городище • Саркел • Семендер • Семикаракоры • Таркинское городище • Таматарха • Хамзин • Хамлидж • Хумара • Хунзах • Челарево • Чуфут-Кале • Яхудлык • Хазарские топонимы 
АртефактыГородище Выжегша • Еврейско-хазарская переписка • Киевское письмо • Клад в Готланде • Клад из Кохтла • Константин Багрянородный о войне с Хазарией • Маджалисский документ • Письмо Шехтера • Сообщения об иудаизме хазар 
Изучение Хазарии и теорииPax Chazarica • Хазароведение • «статья в „Правде“» • Переселение евреев в Хазарию • Балкарцы и хазары • Роль хазар в этногенезе кумыков • Русы (в армии Хазарии) • Влияние на Русь (в армии Киевской Руси) • Сообщения еврейских авторов • Тезисы Гумилёва • Теория о хазарском основании Киева • Хазарская теория происхождения Руси • Хазария и чеченцы • Хазарское иго • Викинги и евреи • Норманны и Хазария (походы норманнов) • Армяно-хазарские отношения • Евреи в Боспорском царстве • Ксенократии хазарского происхождения • Джидан

Одежда

Национальный костюм балкарцев типичен для представителей кавказских народов. Мужская одежда состоит из таких деталей:

  • рубаха;
  • широкие штаны;
  • бешмет (кафтан);
  • сапоги;
  • папаха.

Штаны заправляют в мягкие сапоги из овечьей кожи. Верхней одеждой служит бешмет — приталенный кафтан длиной до колен или чуть ниже. Он имеет глухую застежку, вырез на груди. Бешмет подпоясывают ремнем, на котором размещается кинжал в ножнах. Зимой мужчины носят шубы из каракуля, бурки — накидки без рукавов, полностью закрывающие туловище.

Женская национальная одежда состоит из широких шаровар, туники с длинными рукавами. Поверх этого костюма надевают узкий кафтанчик (или нагрудник), приталенное платье в пол с вырезом. Нагрудник расшивают золотистой тесьмой. Платье имеет расклешенный подол, собирающийся в красивые волны снизу. Талию обхватывает пояс, украшенный серебряными элементами. Полочки платья богато украшаются орнаментом. Головной убор напоминает мужскую папаху. Он цилиндрической формы, поверх накидывают длинный кружевной или шелковый платок.

История карачаевцев

Карачаевцы (самоназвание – кърачайлылар) — коренное население Карачая в России. В этногинезе народа смешались местные кавказские племена, аланы, булгары и кипчаки (половцы). В конце первого тысячелетия нашей эры карачаевцы входили в аланский союз племён.

В 1828 году русская армия вторглась на территорию Карачая. Карачаевские старейшины решили предотвратить погромы в своих селениях и вступили в переговоры с русским командованием. Результатом переговоров стало включение Карачая в состав Российской империи. Все внутреннее самоуправление Карачая было оставлено в прежнем виде. Даже суды проходили по местным обычаям и законам. Однако генералы царской армии считали даже формальное присоединение Карачая к России большим достижением.

Тем не менее не все гордые жители Карачая смирились с таким положением и принимали участие в борьбе за независимость северо-кавказских народов (1831-1860). После окончания военных действий некоторые карачаевцы покинули Северный Кавказ и поселились на территории современной Турции.

В 1943 году карачаевцев, обвинённых в сотрудничестве с фашистами, переселили в Казахстан и Киргизстан. Общая численность населения составляла тогда 80 тысяч человек (в основном женщины и дети — мужская часть населения сражалась на фронтах). Лишь в 1957 карачаевцы вернулись на Родину. Тогда же была создана Карачаево-Черкесская автономная область. В 1991 году она преобразовалась в республику. Согласно переписи 2002 года в России проживает 192 тысячи карачаевцев, 169 из них в Карачаево-Черкесии.

Балкарское жилище и поселения

Земельная теснота, постоянная готовность к защите своей территории, глубокие социальные различия и противоречия в Балкарии отчетливо отразились в особенностях планировки и топографии поселений, оборонительных и погребальных сооружений.

В наиболее многолюдном обществе Малкар, а также Холаме и Безенги селения зачастую располагались на склонах гор, очень скученно и террасообразно, имели узкие проходы вместо улиц. В Чегеме и Баксане их планировка была более свободной.

К селам и орошаемым участкам подводили издалека (порой за 10-12 км) водопроводы из керамических труб и желобов, местами используя для этого опорные столбы (Малкар, Холам, Чегем).

Во многих селах и иных, удобных для защиты ущелий, местах сооружались оборонительно-жилые комплексы и башни (замки Джабоевых, Курноятский, Зильгийский, башни Балкаруковых, Абаевых, Малкаровых Малкъар-къала, Амирхана, Баксанука, Ак-кала и др.).

Там же, близ захоронений рядовых общинников в обычных грунтовых могилах и каменных ящиках, для знати строились монументальные наземные склепы-мавзолеи (кешене) из хорошо обработанных камней.

Проводилась определённая физическая и военная подготовка молодежи, в том числе и в специальных лагерях таубиев («Басиат-къош»).

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации