Андрей Смирнов
Время чтения: ~23 мин.
Просмотров: 0

Албания вероисповедание населения. албания: религия

Содержание

Расселение

Проблема расселения албанцев является дискуссионной в связи с современными этническими конфликтами между албанцами и сербами, албанцами и македонцами, албанцами и греками.

В 1270—1280-х гг. албанское население начало массовый спуск на равнину возле города Диррахий.
Из сообщений императора Иоанна Кантакузина следует, что албанцы-католики, вытесняя греков и сербов, переселялись целыми общинами вместе с женщинами, детьми и скотом.

Албанцы мигрировали в Македонию тремя путями: Дукаджинский (северный) направлялся через Полог к Скопье и Куманово. Малисорский вел от Охрид к Пелагонии и Повардарью. Тоскский (южный) — от Преспы к Лерину.

В XIV в. албанцы и валахи упоминаются в районе Калканделен и Скопье, на что указывают не только упоминания в актовом материале, но и конкретные имена: Прогон, Радул, Фрацил, позднее Гьин.

В грамоте Душана (1334/1335) упоминается село Арбанаси вблизи Прилепа, а в районе отмечено присутствие и влахов, и албанцев-католиков.

После победы при Ахелое (1359) при поддержке венецианцев над Никифором II Ангелом албанцы-католики начали заселение Этолии и Акарнании, называемых также Малой Валахией.

К XV в. наибольшее число албанцев было зарегистрировано в вилайете Калканделен, нахии Манастир, нахии Филорина и в вилайете Пирлипе. После военной экспедиции Георгия Кастриоти в Италию началась албанская колонизация Апулии.
Есть мнение, что первоначальной родиной албанцев была не Албания в её нынешних границах и не Кавказская Албания (Алванк), а некая территория на западе Дакии, где сохранился нероманизированный дакский народ. В пользу этого: фонетическая близость албанского языка с дакскими наречиями и некоторыми диалектами современного румынского в западной Валахии, отсутствие нативных слов, относящихся к морской терминологии.

Албания во второй половине ХХ века

В годы Второй мировой войны в Албании было очень активно партизанское движение. Одним из руководителей антифашистского подполья был Энвер Ходжа, который впоследствии стал политическим лидером воссозданного албанского государства. Ходжа, будучи большим фанатом Иосифа Сталина, стал строить коммунизм в своей маленькой балканской стране.

Но дружба албанского диктатора с Советским Союзом была недолгой. Энвер Ходжа категорически не воспринял политику развенчания культа Сталина, проводимую Хрущевым в 50-х годах, и окончательно разругался с «большим братом». Ссора была настолько серьезной, что Советскому Союзу пришлось разорвать всяческие отношения с Албанией.

С течением лет диктаторский режим Энвера Ходжи становился все более жестким. В стране запрещалась любая религия. Существенно ограничивалось передвижение албанцев: так, чтобы отправиться в соседний поселок, нужно было взять специальное разрешение у чиновников. Сам диктатор в это время активно строил бетонные бункеры и все ждал военной атаки Советского Союза. Они разбросаны по всей стране, и сегодня их можно встретить в самых неожиданных ее уголках.

В конце 80-х годов некогда мощные социалистические режимы в Европе стали рушиться по принципу карточного домика. Не миновала эта участь и крохотную Албанию. В начале 90-х годов измученные диктатурой и репрессиями жители страны стали рушить все памятники Ленину, Сталину и Ходже. Тело самого диктатора было извлечено из его мавзолея и перезахоронено на общественном кладбище Тираны. Многие страницы своей истории албанцы предпочли забыть. И винить их в этом сложно.

Этническое происхождение албанцев было и остается предметом довольно жарких дискуссий среди историков и лингвистов. По этому поводу существует сразу несколько теорий, и каждая из них, в той или иной степени, претендует на достоверность. Итак, кто такие албанцы? Об этом читайте далее.

Экономика Албании

В виду своего географического положения Албания уже долгие годы является исключительно аграрной страной, несмотря на наличие таких полезных ископаемых, как нефть, природный газ, а так же месторождения хрома, меди и никеля. Исходя из этого, до середины восьмидесятых годов минувшего столетия экономика Албании
в основном была сориентирована на производство разнообразных продуктов сельского хозяйства предназначенных для внутреннего потребления и экспорта. Однако, в те же восьмидесятые годы, оценив природные достоинства Албании, в стране довольно интенсивно начался развиваться туристический бизнес. Вместе с этим и транспорт Албании
начал приобретать более современные формы. И на сегодняшний более 60% ВВП Албании приходится именно на эту отрасль экономики страны.

Вера не главное

Албанцы не очень сильно держались за веру.

В XIII веке Балканы стали полем боя между Римом и Византией. Тогда северные албанцы из православия перешли в католичество. В XV веке Албанию завоевали турки-османы, и больше половины населения со временем приняло мусульманство.

Но массовый переход албанцев в ислам был сравнительно поздним. Он произошёл в XVII веке в северных районах и в XVIII веке в южных. Ключом стала система налогообложения. Джизью(налог, который платили только христиане) в северной Албании в XVII веке стали взимать не с каждого отдельного дома, а с деревни. Независимо от того, сколько семей перешло в ислам, всю сумму делили между оставшимися христианами. Это увеличивало налоговое бремя — и стимулировало смену верований.

Особо распространился бекташизм — а его трактовка ислама очень далека от ортодоксальной. Например, бекташам можно пить вино.

В Боснии межконфессиональный раскол превратился в межнациональный. А албанцы, исповедуя различные религии, сохранились как единый этнос. Для них важнее была общность языка и клановая структура.

История

Согласно энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона, албанцы — прямые потомки древних пеласгов, язык которых они сохранили до сих пор с теми, конечно, переменами, которые произошли в нём в течение тысячелетий.

Этногенез албанцев крайне сложен и запутан, на данном этапе развития науки все теории об этногенезе народа являются не более, чем вольными гипотезами. Исходя из наличных документов Болгарского царства и Византийской империи, первое упоминание об албанцах в границах нынешнего государства относится к X веку. В это время их ареал ограничен горами Северной Албании — Мирдита, Дукагини, Малиссия. В пользу этого убеждения говорит доминирование албанских (язык «Shqip») топонимов данного региона и дефицит славянских, столь обычных для Южной Албании (Лаберия, Тоския).

Когда в 1041 году византийцы опять завоевали Эпир и уничтожили господство славян, древнее иллирийское местное население начало выступать все более и более определенно и самостоятельно под новым общим наименованием албанцев

В XII—XIV веках происходит расселение албанцев с северных гор в долины и на юг, ассимиляция романизированных ранее иллирийцев и их постепенное бесследное исчезновение. На юге Албании, населённой греками, славянами, а также романизированными македонянами, сарматами и венетами (последние — исходная точка для аромунов), происходит распространение языка без существенного генетического влияния албанцев. Возможно, албанский этнос имеет полифилетическое происхождение (т.е. от различных исходных групп): иллирийцы (северо-запад), дарданцы и прочие фракийские народы (северо-восток и восток), пеласги (юг). Сильно славянское и греческое влияние.

К XVI веку заканчивается албанизация славян и романизированного населения на севере нынешней Албании, а к концу XVII века — распространение албанского языка (тоскский вариант) на юге — в Лаберии и Тоскии.

Есть также более позднее славянское, турецкое и греческое влияние, но оно носило преимущественно локальный генетический или культурный характер.

Османская эпоха

В XIV—XV вв. албанцы после значительного сопротивления во главе с Георгием Кастриоти попали под господство турок. Во время турецкого господства много албанцев приняло ислам вместо родного католицизма.
Ряд деятелей албанского происхождения играл значительную роль в администрации Османской империи, из них вышло несколько великих визирей империи. Вместе с тем православные албанцы (а также ряд исламских лидеров, такие, как Али-паша Тепеленский) участвовали в борьбе в XVII—XIX вв. против турок.

XX век

Государственность албанцев восстановлена в после Первой балканской войны; тогда же, в процессе распада Османской империи, албанское меньшинство оказалось также в Югославии (Македония, Косово и Метохия).

В 1940—1980-е годы в Албании действовал «сталинистский» режим Энвера Ходжи, проводивший политику изоляционизма. Во второй половине 1980-х годов Албания, уровень жизни в которой был крайне низким, открыла границы. В связи с этим началась двусторонняя миграция албанцев в Грецию и Италию.

В 1990-е албанцы заявили о планах создать свою государственность в сербском крае Косово и Метохия (получивший при поддержке войск НАТО после фактическую независимость от Сербии; албанцы уже в первой половине XX века стали составлять в нём подавляющее большинство населения) и некоторых районах Македонии.

Литература

  • Албания, европейская // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Повесть о Скандербеге. М., 1957 (Литературные памятники).
  • Сенкевич И. Г. Освободительное движение албанского народа в 1905—1912 гг. М.: 1959.
  • Смирнова Н. Д. Образование Народной Республики Албании (1939—1946). М.: 1960.
  • Арш Г. Л. Албания и Эпир в конце XVIII — начале XIX в. М.: 1963.
  • Сенкевич И. Г. Албания в период Восточного кризиса. М.: 1965.
  • Смирнова Н. Д. Балканская политика фашистской Италии. Очерк дипломатической истории (1936—1941). М.: 1969.
  • Смирнова Н. Д. Политика Италии на Балканах. Очерк дипломатической истории. 1922—1935 гг. М.: 1979.
  • Г. Л. Арш, Ю. В. Иванова, О. А. Колпакова, Н. Д. Смирнова. Краткая история Албании. М.: 1992.
  • Н. Д. Смирновa. История Албании в XX веке. М.: 2003.
  • Ю. В. Иванова. Албанцы и их соседи. М.: Наука, 2006.
  • В. Мудров. Страна огненных птиц. К.: ООО Издательский союз «Андронум», 2016.

Религии в современном Азербайджане

Согласно действующей Конституции Азербайджан – светское государство, поэтому религиозная жизнь отделена от светской. В стране существуют множество религиозных конфессий, так как Азербайджан – многонациональная страна, в которой проживают множество этнических групп. Несмотря на это, доминирующей религией остаётся ислам шиитского толка.

Религиозные верования на территории Азербайджана имеют долгую историю. В I тысячелетии до н.э. на территории страны был распространён зороастризм, который считался государственной религией Персидской державы (Азербайджан на тот момент входил в состав государства) при Ахеменидах и Сасанидах. Даже сегодня зороастризм популярен среди местных жителей. Одним из самых почитаемых праздников считается Новруз Байрами.

Ислам является основной религией Азербайджана. 99,2% населения страны – мусульмане. Около 85% мусульман Азербайджана исповедуют ислам шиитского толка, а 15 % — мусульмане-сунниты. Такое разделение непосредственно связано с тем, что часть Азербайджана долгое время входила в состав Ирана, единственной страны, где государственной религией считается ислам шиитского толка.

Религиозные течения и конфессии в Азербайджане

В Азербайджане существуют три большие еврейские общины: горские евреи, евреи-ашкенази и грузинские евреи. В столице Азербайджана, в городе Губа и Огуз действуют 6 синагог, так же в Азербайджане действуют еврейские культурные центры и религиозные организации. Синагога, открытая 9 марта 2003 года в Баку, считается одной из самых больших в Европе.

История христианства в Азербайджане насчитывает почти 2 тыс. лет и напрямую связана с именем одного из 12 апостолов Иисуса Христа – Варфоломея. Он первым произнёс на землях Азербайджана евангельские проповеди, за что и был казнён в 71 году н.э. на территории современного Баку недалеко от Девичьей башни. Место его смерти на протяжении двух тысяч лет является местом поклонения всех христиан.

В стране действуют также как православные, так и католические храмы. На данный момент в Азербайджане функционируют 5 православных храмов, из них Кафедральный собор Святых Жен Мироносиц, Собор Рождества Пресвятой Богородицы и Михайло-Архангельский собор находятся в Баку.

Католичество в Азербайджане начало распространяться с XIV века, когда в страны хлынул поток миссионеров из разных католических миссий: доминиканцев, кармелитов, францисканцев. В начале XX века в Баку был заложен фундамент первого католического храма – Храма Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. В 2002 году Азербайджан посетил глава католической церкви Папа Римский Иоанн Павел II. В настоящее время католическая конфессия в Азербайджане немногочисленна – около 500 человек. Кроме православных и католиков, в Азербайджане существует 25 небольших общин протестантов-баптистов.

Происхождение

Бросается в глаза тождество названия этой страны с Албанией на Балканском полуострове. По современным представлениям, мы имеем тут дело со случайным созвучием, а на самом деле кавказские и балканские албанцы никак между собой не связаны. Тем не менее, любопытно, например, что в средние века Шотландия иногда тоже называлась Албанией – от королевства кельтов и пиктов Альба, существовавшего в X-XIII вв., а также, что один из больших островов у берегов Шотландии носит название Арран, как именовалась и Кавказская Албания после её завоевания арабами. По-видимому, «Албания» для всех таких стран – общая латинизированная книжная форма позднейшего времени. Причём Кавказская Албания была так названа раньше всех.

Происхождение же названия Кавказской Албании, очевидно, связано с каким-то из составлявших её племён. На этой счёт есть разные версии. Одна выводит его от ираноязычного народа аланов – предков осетин. Ираноязычные скифы жили там по соседству, а народ удинов – один из главных у албанцев – древнеримский учёный Плиний Старший (I век н.э.) считал скифским (то есть ираноязычным). Однако античные авторы различали албанцев и аланов, а тот же Плиний удинов не причислял удинов к албанцам.

По другой версии, албанцами (Albani) назвали этот народ римляне от слова «белые» (albi), которое в данном контексте означало «свободные люди». Страбон (I век до н.э.) в «Географии» излагает легенду, как предводитель аргонавтов Ясон дошёл из Колхиды до берегов Каспийского моря и посетил Албанию. Плиний Старший в «Естественной истории» уверяет, что албаны прямо произошли от аргонавтов. Впрочем, греки объясняли своими мифами происхождение многих народов. Так, у того же Страбона начало армянам дал спутник Ясона по имени Армен. Самоназвание же албанцев в точности неизвестно.

Обычаи и традиции Албании

Несмотря на то, что Албания и ее народ довольно продолжительное время жили в атмосфере тоталитарного режима Ходжи, большинство албанцев сохранили свои культурные традиции и национальные особенности, что на сегодняшний день особенно интересно тем, кто посещает эту страну в качестве туриста.

Особо поражает многих путешественников, то обстоятельство, что на небольшой территории такой страны, как Албания, культурные традиции того же свадебного обряда довольно существенно отличается у одного албанского селения, от того же обряда расположенного практически рядом. В этом, пожалуй, и есть основная особенность, того, что обычаи и традиции Албании довольно пристально изучаются европейскими этнографами.

Исходя из этого, наиболее интересно путешествовать по этой стране в осенний период, когда все эти обычаи можно наблюдать воочию, когда албанские семьи празднуют не только окончание сбора урожая, но и отмечают создание новых семей.

1.6. Религия Бахаи – вера в Бога, которого невозможно познать

Религия Бахаи – возникла в середине 19 века в Персии. Сначала учение было ответвлением шиитского ислама, однако вскоре стала отдельной религией. По крайней мере, в 1925 году, суд Египта признал бахаизм самостоятельной отдельной религией.

  • Какие постулаты провозглашает учение Бахаи?

Бог объясняется им как единое существо, которого невозможно познать. По этой причине, ни одна мировая религия не может дать полноценного объяснения концепции Бога, утверждают адепты религии Бахаи. Ни одна мировая конфессия не в силах в одиночку нарисовать полноценную, исчерпывающую картину мира, но все вместе, они дополняют рисунки друг друга.

Как это объясняется?

Откровения о Себе Бог давал человечеству через нескольких Своих Посланников. Каждый из них основал собственный культ, однако на самом деле, они описывают одного и того же Бога и их следует рассматривать вместе, не отделяя друг от друга.

Кем основано и развито учение?

Учение было сформировано человеком, по имени Сайид Аль Мухаммед (называл себя «Баби»), в начале 19 века, который провозгласил себя Пророком Божиим. Популяризовал же его идеи другой человек, по имени Бахаулла. В сегодняшнем бахаизме он почитается как реинкарнация Кришны, и как последний Посланник Бога на земле. Именно в его честь и была названа данная религия.

История

Появление ислама

Ислам начал проникать на территорию нынешней Албании начиная с XIV века, с момента завоевания Османской империей Балканского полуострова. Изначально в ислам перешли большинство албанских феодалов, стремившиеся таким способом сохранить и укрепить своё имущество и привилегии. Даже после установления здесь османской администрации, жители продолжали сохранять христианскую веру. По данным турецкого историка О. Барка, относящимся к 1530-1535 гг., в Эльбасанском санджаке (англ.)русск. имелось 8916 христианских (94,5 %) и 526 мусульманских (5,5 %) хозяйств. Примерно аналогичная ситуация наблюдалась и в
Шкодринском санджаке (англ.)русск.. Процесс исламизации, начавшийся в XVI веке, принял особо широкий размах в XVII веке, чему в большей степени способствовала налоговая политика османских властей. Порта в несколько раз увеличило для христиан подушный ежегодный налог — джизья (например во Влёрском санджаке в начале XVI века с дома взималось 40-50 акче, а уже в начале XVII века оно достигло 305 акче). Поскольку те семьи, которые принимали мусульманскую веру, освобождались от выплаты джизьи, а увеличившиеся для христианских семей налоогоблажение становилось непосильным бременем, то последние в силу сложившихся обстоятельств вынуждены были переходить в ислам. Массовая исламизация в Северной Албании приходится на XVII век, а в первой половине XVIII в. этот процесс принял особый размах в Южной Албании. В первые десятилетия XVII века приблизительно от 30 до 50 % населения Северной Албании приняли ислам. Ислам принимали прежде всего мужчины, являвшиеся чаще всего главами семьи, в то время как женщины во многих случаях оставались христианками до самой смерти. Однако последующее поколение уже бывало исламизировано.

В XV-XIX веках большинство албанцев впервые за свою историю объединились политически, территориально и экономически под знамёнами ислама. В обмен на переход в ислам турецкие султаны сделали албанцев опорой своей власти на Балканах. Несмотря на то что в зените Османской империи на Балканах ислам исповедовали до 80 % албанцев, его реальное проникновение в жизнь албанского общества оставалось и остаётся под вопросом. В целом, ислам в Албании рассматривался как средство продвижения по карьерной лестнице в условиях новой власти. Православие и католичество продолжали тайно исповедоваться на протяжении всего османского периода. Более того, большинство албанцев-аранутов, расселённых османами в греческих землях к югу продолжали придерживаться православия и постепенно вошли в состав греческого народа после обретения им независимости в 1830 году. Часть православных албанцев (арбереши), не смирилась с турецким режимом и переселилась в Южную Италию, долгое время поддерживая давние православные традиции на юге этой страны, хотя со временем большинство их потомков постепенно перешло в католичество. Также, после обретения Албанией независимости в 1912 году, в стране началось усиление влияния Италии что опять привело к росту популярности католичества, как правило за счёт ислама. Запрет на любое вероисповедание в социалистической Албании 1964—1989 годов привёл к распространению атеизма и агностицизма.

Этнографические группы

Молодой албанец. Акварель Луизы Дюпре ().

Албанцы разделяются по языку и обычаям на две основные подгруппы:

  • Геги — северные албанцы, населяют Северную Албанию, Македонию, Косово, Черногорию, преимущественно мусульмане и католики (фанды). У гегов до сих пор сохраняется деление на племенные объединения — фисы.
  • Тоски — южные албанцы, населяют Южную, Центральную Албанию и Грецию, преимущественно мусульмане и православные.

Между XIII—XVI веками из-за бурных политических событий на Балканах, главные из которых — крестовые походы, крушение Византийской империи и становление Османской, из албанского этноса выделилось две крупные субэтнические эксклавные группы, постепенно развившиеся в самостоятельные народы в настоящее время слабо связанные со своей исторической родиной. К ним относятся:

  • Арнауты (арваниты) — православные албанцы республики Греция (Пелопоннес, Аттика, Беотия, Афины, о-ва Эвбея, Андрос и др.). Родной — арнаутский язык, большинство уже сильно затронула эллинизация. Однако, по некоторым данным и в Республике Албании численность православного населения превысила 30 %, в частности православие принимают представители особого вида ислама — бекташей.
  • Арбереши — албанцы-католики, основной регион проживания которых — Южная Италия и Сицилия. Большинство сильно затронула итальянизация.

Характерная черта обеих субэтнических групп — их архаичное самоназвание (эндоэтноним), которое сохраняет ранее преобладавший во всём албаноязычном ареале романский по происхождению корень «алб» (видоизменённые арб, арв) из лат. albus «белый». В самой Албании позднее уже в новое время получило распространение самоназвание «шкип» (shqip), от алб. «понятный», «тот, кого можно понять».

Примечания

  1. J. Gordon Melton. Albania // Religions of the World: A Comprehensive Encyclopedia of Beliefs and Practices / J. Gordon Melton, Martin Baumann. — Oxford, England: ABC CLIO, 2010. — С. 61-65. — 3200 с. — ISBN 1-57607-223-1.
  2. Ahmadiyya Mosques Around the World: A Pictorial Presentation. — Khilafat Centenary Edition; The Ahmadiyya Muslim Community, 2008. — P. 14. — ISBN 978-1-882494-51-4.
  3. “Ahmadiyya Muslim Mosques Around the World, pg. 33
  4. Albania // Religions of the World: A Comprehensive Encyclopedia of Beliefs and Practices / J. Gordon Melton, Martin Baumann. — Oxford, England: ABC CLIO, 2002. — P. 16-17. — 875 p. — ISBN 1-57607-223-1.
  5. David B. Barrett, George T. Kurian, Todd M. Johnson. Albania // World Christian Encyclopedia. — 2-е изд.. — New York: Oxford University Press, Inc., 2001. — Vol. I. — P. 51. — 876 p. — ISBN 9780195079630.

«На Малой Арнаутской»

При словеарнауты» сразу вспоминается Малая Арнаутская… Но у этого слова много значений. Благодаря воинственности албанцеварнаут» стал синонимом слованаёмник». В Османской империи в XVIII веке сформировали полки под таким названием, состоявшие в основном из валахов и болгар. Именно эти арнауты перешли на сторону русских и затем воевали в армии Суворова при Фокшанах и Рымнике.

Арнауты на территории Одессы(там, где одноимённая знаменитая улица) — это славяне из Западной Македонии, переселившиеся в Россию в 90-е годы XVIII века.

Крымские татары называли арнаутами греков, поскольку вместе с ними на полуостров переселились и группы албанцев.

А в сербском и хорватском языках словоарнаут» было синонимом словазлой». Неспроста.

На ринг выходит Мухаммед Али

В это время большее влияние на судьбу Османской империи оказывал другой албанец — Мухаммед Али. Правитель Египта, уничтоживший там мамлюков. Его войска приняли активное участие в подавлении греческого восстания на Крите и Пелопоннесе в 20-е годы XIX века.

В дальнейшем, под влиянием побед Мухаммеда Али уже над турецкой армией, в Албании в 1833–1835 годы вспыхнул целый ряд восстаний, направленных противцентрализаторских» реформ. Чтобы успокоить мятежный край и заручиться поддержкой местной знати, проведение реформ приостановили.

Горные и воинственные албанцы дали Османской империи ярких политических деятелей и жестоких солдат. Но сами постоянно создавали проблемы соседям.

В этом амплуа они продолжают выступать и сейчас.

Достопримечательности Албании

Гирокастра

Гирокастра — живописный город-музей, расположенный в 120 км от Тираны на горных склонах над рекой Дрина. Включён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Старый город Гирокастры — великолепный пример османской архитектуры. Поселение здесь было известно как торговый центр с 13 столетия. В османский период город развивался благодаря базару. В Гирокастре можно посмотреть на красивые османские дома, красочный базар, остатки римских укреплений, крепость 15-го века, османские стены, мечеть 15 века и несколько христианских церквей. 

Замок в Гирокастра

Замок в Гирокастра — одно из крупнейших подобных сооружений на Балканах. Крепость здесь была построена уже в 12 столетии, хотя большая часть сохранившихся строений датируются 19 веком. Замок в коммунистический период албанской истории использовался в качестве тюрьмы.

Берат

Берат — ещё один город-музей, расположенный в 122 км к юго-востоку от Тираны. Является одним из древнейших городов Албании и имеет целую россыпь старинных достопримечательностей: от древней крепости и средневековых христианских церквей до османских мечетей.

Замок Преза 

Замок Преза — средневековый замок 15 века, расположенный недалеко от Тираны. Основан был ещё в 6 веке в период правления византийского императора Юстиниана. Известен как один из опорных пунктов албанского сопротивления османам во главе с Скандербегом. 

Тет

Тет — каменная церковь 19 века, расположенная среди живописных гор. Это сооружение выглядит гораздо старше, благодаря традиционной архитектуре. 

Часовая башня

Часовая башня — один из символов Тираны. Это сооружение было построено османскими архитекторами в 1822 году. Башня имеет высоту 35 метров. 

Бутринт

Бутринт — руины древнегреческого города, основанного в 4 веке до н.э. греческими колонистами с острова Корфу. В античный период он являлся одним из важнейших поселений на Балканах, достигнув максимального расцвета и процветания в период существования Византии. Самые интересные его достопримечательности: античный театр 3 века до н.э., древний храм того же периода и фрагменты крепостной стены.

Аполлония

Аполлония — руины античного иллирийского города, расположенные близ города Фиери. Большая часть этого древнего поселения до сих пор погребена под землёй. Этот город был основан греками еще в 855 году до нашей эры и являлся важным средиземноморским полисом. Самые интересные его достопримечательности: римские колоннады, древний амфитеатр, фрагменты крепостных стен и средневековый монастырь. 

Крепость Розафа

Крепость Розафа — главная достопримечательность города Шкодер. Она была основана ещё иллирийцами, а затем восстановлена венецианцами и перестроена османами. Также в Шкодере нужно обязательно увидеть великолепную мечеть шейха Абдуллы Аль Замиля. 

Дуррес

Дуррес — старинный город в 38 километрах к западу от Тираны с потрясающими древними памятниками. Поселение здесь было основано греками в 7 веке до н.э. и на протяжении многих веков считалось крупнейшим портом Адриатического моря. Здесь можно увидеть византийскую стену, соединенную с венецианской башней и амфитеатром, в котором была найдена крипта раннехристианского периода с настенной мозаикой редкой красоты.

Замок Порто Палермо

Замок Порто Палермо — одна из самых красивых крепостей в стране, построенная в османский период. 

Озеро Коман

Озеро Коман — потрясающее горное озеро, которое считается одним из самых живописных мест Албании. 

Религиозная специфика

Периферийность Албании, а также постоянные нашествия разноязычных, разнорелигиозных народов нашли своё отражение в своеобразном восприятии религии албанцами, в том числе албанцами-мусульманами. Мусульмане Востока находили некоторые обычаи албанцев-мусульман просто абсурдными. Православные, католические, мусульманские и даже древние иллирийские культы часто соблюдались в одной и той же семье, члены которой при этом носили одновременно и христианские, и мусульманские имена. Поэтому, в отличие от южнославянских народов, розни на религиозной почве у албанцев никогда не наблюдалось. В результате смешения различных религий в Албании возникло направление бекташи, ставшее ядром идеи борьбы за независимость Албании. Так или иначе, но этнические албанцы всегда ставили национально-языковую принадлежность выше религиозной.

Еда

У албанцев кухня изобилует простыми блюдами. В ней нет особых секретов, однако она понравится многообразием и необычными десертами.

  1. Албанцы употребляют в пищу много овощей, из сыров предпочитают овечий, а хлеб едят кукурузный.
  2. Мясные блюда раньше подавали только на праздники, сейчас они встречаются чаще. Причем готовить тушу албанцы могут целиком, хотя это довольно дорогое удовольствие.
  3. Османы привнесли свои блюда в албанскую кухню. Благодаря их влиянию она стала более разнообразной, появилось множество соусов, сладостей, турецкий кофе.
  4. Кофе, между прочим, принято пить на свадьбу или в знак завершения сделки.
  5. Состоятельные граждане часто едят свежие морепродукты.
  6. Широкое применение нашел кефир, больше напоминающий йогурт. Его используют для приготовления десертов, в качестве соуса для мяса и едят как отдельное блюдо. Популярными блюдами стали пудинг, который готовят из овечьего молока, пирожки из риса и мороженое акуллоре.

География и природа

Албания расположена на юго-востоке Европы в западной части Балканского полуострова. На северо-западе её территория омывается водами Адриатического моря, на юго-западе — Ионического моря. Пролив Отранто отделяет Албанию от Италии. Страна же является частью большого Средиземноморского региона. Большая часть территории Албании — это горы и холмы, покрытые лесами. Западная часть — равнины и низменности. Самая высокая точка Албании — гора Кораб (2764 м). Албания богата живописными озёрами. Крупнейшее из них — Скадарское (Шкодер), которое расположено на границе с Черногорией. 

Горные пейзажи Албании

Албания имеет богатую и разнообразную природу. На её небольшой территории можно встретить флору и фауну как умеренных широт, так и типичную для Средиземноморья. В лесах Албании живут рыси, медведи, серые волки, дикие кошки, лисицы, стервятники и беркуты. На побережье можно встретить средиземноморских черепах, тюленей, а в заболоченных областях даже фламинго. Леса занимают значительную территорию страны. В хвойных лесах преобладают пихта и сосна, в широколиственных — дуб и бук. 

В физико-географическое плане территорию Албании можно разделить на три региона:

  • Прибрежная Албания — длинная узкая полоса шириной от 10 до 30 км вдоль всего побережья. 
  • Северо-Восточная Албания — гористый регион к северу от реки Шкумбини. 
  • Юго-Восточная Албания — регион к югу от реки Шкумбини. 

История

В античный период Албанию населяли иллирийские племена. В 7 столетии до н.э. на южном побережье были основаны многочисленные греческие колонии. Запад в древности населяли фракийцы. В 3 веке до н.э. было образовано Ардианское царство, которое управляло большей частью современной Албании. Во 2 веке до н.э. оно было подчинено Римом. Албания была частью Римской империи до её распада. Затем эти территории входили в состав Византии. 

Первые упоминания о албанцах датируются 11 веком. В 12 столетии их земли стали подчинять венецианцы и сербы. В 12 веке было образовано первое албанское государство — Арберия. Через столетие оно распалось. В 1272 году было основано королевство Албания, которое в 14 столетии было завоёвано Османской империей. 

Берат

Османская империя правила Албанией на протяжении пяти веков. За этот период албанцы поднимали несколько крупных восстаний. Страна стала независимой только в 1912 году. В 1939 году Албания была оккупирована Италией. В 1945 году на выборах победили коммунисты во главе Энвером Ходжа. В 1992 году произошло падение социалистического режима. 

Христианство

В 2010 году христиане в Албании составляли 31 — 32 % населения страны (по данным Pew Research Center — 18 % ). Христианство исповедуют часть албанцев , а также македонцы , арумыны , итальянцы , черногорцы , греки и сербы .

По оценкам «Энциклопедии религий» католики составляют 15,1 % населения Албании (по данным переписи — 10 % ). Большинство из них является сторонниками латинского обряда, около 3850 албанских грекокатоликов составляют Албанскую грекокатолическую церковь . Католики сосредоточены преимущественно на севере страны (в районе Шкодера).

Доля православных верующих оценена в 14,6 % (по данным переписи — 6,75 % ); сосредоточены они преимущественно на юге страны (вдоль границы с Грецией). Большинство православных являются верующими Албанской православной церкви ; в стране также имеются приходы Македонской православной церкви и греков-старостильников .

Численность протестантов составляет 20 тыс. верующих . Свыше половина из них — пятидесятники (преимущественно из «Слова жизни» и Ассамблей Бога). В стране также действуют баптисты , адвентисты , плимутские братья и др.

С 1922 года в Албании проповедуют Свидетели Иеговы (6 тыс.), с 1991 года — Церковь Иисуса Христа святых последних дней (2,3 тыс.).

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации