Андрей Смирнов
Время чтения: ~21 мин.
Просмотров: 0

Личное влияние: 11 ритуальных масок

Карина Шоштари

  • instagram.com/carinashoshtary

  • instagram.com/carinashoshtary

Карина Шоштари — ювелир, и лицевым объектам в ее творчестве отведена важная роль. Шоштари работает с природными формами и материалами, которые находит вокруг себя, от перламутровых раковин до осколков штукатурки со стены, покрытой граффити (порой художница даже ворует материал для работы, добираясь до стен с молотком и стамеской под покровом ночи). История культурного наслоения, которую она изначально в граффити, отражается в чешуеобразной текстуре создаваемых объектов: «У меня возникла идея, когда я смотрела старый фильм про Супермена. Там рассказывается о волшебных кристаллах, которые содержат все знания исчезнувшей планеты Криптон, как компьютерный чип. Я тоже стала создавать своеобразные кристаллы, которые хранят память обо всех исчезнувших надписях и картинах, появлявшихся на стене в течение многих лет».

Невероятная коллекция масок из известняка

Более 10 000 лет назад древние люди, живущие в Иудейской пустыне, отказались от своего кочевого образа жизни и основали постоянные поселения. Примерно в это же время начали процветать искусство, культура и религиозные верования, что отчасти было отражено в создании масок для лица, вырезанных из известняка и окрашенных красочными пигментами.

При весе в один или два килограмма каждая из масок изображает лицо с уникальными характеристиками. Некоторые выглядят старыми, другие — молодыми. Но все они содержат отверстия для глаз, рты с зубами или ухмылками, а также ряд отверстий вдоль внешней стороны.

Как приготовить нежный «мокрый» манник с шоколадной помадкой: рецепт

Наталье Варлей исполнилось 73, и она все так же прекрасна (фото)

Вкусно и просто: бабушка научила готовить печеночные оладьи с овсяными хлопьями

Разнообразные обличья позволяют предположить, что они могли представлять конкретных людей. Ученые полагают, что резные известняковые маски использовались как часть культа предков, и что шаманы или вожди племен носили их во время ритуального действа в честь умершего.

История возникновения

Начало изготовления и использования ритуальных африканских масок прослеживается со времен палеолита. Например, в пещерах ЮАР сохранились наскальные росписи, изображающие охотника в костюме птицы и с ритуальной маской на лице. В дальнейшем у каждого племени возникали свои традиции изготовления ритуальных масок. Например, необычные маски племени моси часто выполнены в виде вертикальной платины в резным орнаментом. А необычные маски древних племен Берега слоновой кости знамениты удлиненным овалом лица и раскосыми прорезями для глаз.

Наиболее массово изготавливали и использовали маски племена, ведущие оседлый образ жизни. У древних родов охотников-собирателей, которые постоянно кочевали с места на место, ритуал создания и поклонения маскам был менее распространен.

Ритуальные гипсовые маски таштыков

Изготовленные из гипса, эти древние маски воссоздают, хотя бы частично, облик таштыков, которые жили в основном вокруг реки Енисей.

Они были обнаружены у могилы «Шестаково-3», где тела были кремированы. Остались только крупные кости. Затем останки были помещены в пустышки из кожи или ткани. Затем на манекен надевали гипсовую маску, показывающую сходство с недавно ушедшим мужчиной или женщиной.

Соседка советует класть перед стиркой в машинку мерный колпачок: лайфхак

Вкусно и просто: готовим шоколадный манник с халвой и черносливом

Потоковый сервис HBO Max требует запретить «Форреста Гампа» и «Индиану Джонса»

Виды африканских масок

В Африке считается, что мир населен духами – в это верят здесь буквально все, даже представители цивилизованных стран. Духи повсюду: в воде, в горах, внутри животных.

Африканские маски служат своеобразным проводником в этот мир. Поэтому даже при похоронах они используются, только в другом исполнении.

Более серьезные человеческие маски помогают африканцам проститься с усопшим, поговорить с ним в последний раз, помочь ему направиться на ровный путь в другой мир.

Разделить африканские маски можно также по способам использования:

  • лицевые;
  • маски-шлемы;
  • налобные африканские маски;
  • маски-гребни;
  • нательные;
  • маски-доски.

Лицевые африканские маски есть везде. Они могут использоваться в любых ритуалах, надевают их все – и женщины, и мужчины, и дети. Эти изделия в свою очередь подразделяются на множество разных типов.

Значение африканских масок отличается в зависимости от специфики их производства: отверстия для глаз, носа, рта и даже щек могут присутствовать, а могут и отсутствовать. Аналогично можно сказать и о расцветках, раскрасе, размерах. В каждом племени свои правила.

Маски-шлемы делаются из дерева. Середина вырезается, а внешняя часть служит для вырезки определенных узоров.

Налобные африканские маски, как правило, состоят из листьев и тканей. К такой маске прикрепляются крепления, фиксирующиеся в районе лба.

Маски-гребни наиболее распространенные сувениры из Африки. Их часто привозят в Европу. Это, скорее, фигуры животных или людей, которые поднимаются на определенную высоту над головой.

Нательные африканские маски применяются беременными женщинами, которые нуждаются в защите от дурного глаза.

Маски-доски могут быть лицевыми и в некоторых случаях нательными. Обычно вырезаются в форме птицы. Маску нужно крепить ко лбу, причем не креплениями, а обычными тканями или листьями крепких растений.

Как изготавливают ритуальные маски

Они продаются как в обычных сувенирных магазинчиках, так и в специализированных, только по ритуальным атрибутам. Изготавливаются не из любого, а строго определенного дерева кадуру. Его долго сушат на солнце, прежде, чем совершенно прекратится выделение древесного сока. И только после этого можно приступать резчикам к работе.

Роспись красками трудоемкий и интересный процесс

Для того, чтобы шедевр хранился долго и его не испортила гниль и насекомые, чурбачки-заготовки окуривают едким дымом несколько дней. Каждый экземпляр вырезается в единственном экземпляре и имеет хоть небольшие, но отличия: в мимике или в украшениях фигуры.

Все работы выполняются ручным способом ланкийскими мастерами. Это ремесло, как правило передается из поколения в поколение. Вдруг, стать резчиком подобных сувениров, вряд ли получится.

  • Найденные мумии — останки людей обнаруженные в соляных шахтах, пещерах и болотах… ибисы из Египта…
  • Шаманская королева Химико, которая смотрела в будущее по костям животных
  • 6 странных традиций современности и жестоких ритуалов из прошлого

Роспись каждого фантазийного экземпляра занимает не один день. В краски добавляют специальные масла, которые не дают ей выгореть на солнце и позволяют оставаться яркими очень надолго.

Запомните, что не каждая из масок несет посыл освобождения от болезней и психологических травм. Просто по внешнему виду и привлекательности нельзя судить о посыле, которую она несет. Некоторые из изображенных демонов, вызывают духов совершенно других.

И совершенно не факт, что приглашенный вами гость захочет уйти. Может ему очень даже нравится ваш дом и уйти придется кому-то другому… Задумайтесь, прежде чем, даже заходить в лавку с ритуальными аксессуарами. Духи шуток не понимают.

Виды и различия масок

По тому, как выглядит маска, из какого материала сделана и какие цвета использовались при раскрашивании, коренные жители Африки могут определить не только регион, из которого пришла маска, но иногда и мастера.

Для представителей отдельных племен черного континента характерны агрессивные, воинственные маски, например, для племени Бамбара (государство Мали).

Более чем распространены зооморфные африканские маски. Они славятся своим разнообразием и красотой отделки. Чаще всего эти маски символизируют священное тотемное животное племени. Иногда маска выполняется в виде головы животного, чьи качества хотел бы привлечь ее носитель.

Довольно часто маски отражают гендерные отличия носителей: они бывают ярко выраженными мужскими или женскими. Чтобы подчеркнуть символизм и увеличить степень воздействия маски, ее декорируют натуральными волосами или вставляют настоящие зубы.

К сожалению, фото африканских масок практически не передают их причудливой самобытности и предельной экспрессии.

Символизм масок

Довольно часто маски используются как средство воздействия на людей. Многие маски хранятся в тайных священных местах, где их никто не видит. На больших праздниках шаман или вождь одевают маску, дополняют ее ритуальным одеянием из пальмовых волокон, трав и цветных перьев и начинают сложный танец. Часто маски бывают очень устрашающими и сюрреалистическими. Конечно, на неискушенных жителей это производит огромное впечатление.

Используются маски и для устрашения непокорных. Например, традиционная маска, выполненная в виде головы быка не имеет никакого отношения к охоте или сельскому хозяйству. Пряча лица под такими масками, африканские стражи порядка воздействуют на жителей в случае беспорядков или бунта. Страх перед ними настолько велик, что толпа часто разбегается при виде нескольких таких масок.

Африканские маски и их значение очень разнообразны: от устрашающих тотемных до оберегающих беременных женщин специальных нательных масок.

Виды и различия масок

По тому, как выглядит маска, из какого материала сделана и какие цвета использовались при раскрашивании, коренные жители Африки могут определить не только регион, из которого пришла маска, но иногда и мастера.

Для представителей отдельных племен черного континента характерны агрессивные, воинственные маски, например, для племени Бамбара (государство Мали).

Более чем распространены зооморфные африканские маски. Они славятся своим разнообразием и красотой отделки. Чаще всего эти маски символизируют священное тотемное животное племени. Иногда маска выполняется в виде головы животного, чьи качества хотел бы привлечь ее носитель.

Довольно часто маски отражают гендерные отличия носителей: они бывают ярко выраженными мужскими или женскими. Чтобы подчеркнуть символизм и увеличить степень воздействия маски, ее декорируют натуральными волосами или вставляют настоящие зубы.

К сожалению, фото африканских масок практически не передают их причудливой самобытности и предельной экспрессии.

Материалы и структура

Наиболее часто используемый материал для масок — дерево, хотя можно использовать множество других элементов, включая легкий камень, такой как стеатит , металлы, такие как медь или бронза , различные типы тканей , керамические изделия и многое другое. Некоторые маски окрашены (например, охрой или другими натуральными красителями). На поверхность маски можно нанести широкий спектр декоративных элементов; примеры включают шерсть , рога или зубы животных , морские раковины , семена , солому, яичную скорлупу и перья. Волосы животных или соломка часто используются для волос или бороды маски.

Общая структура маски варьируется в зависимости от того, как она предназначена для ношения. Самый распространенный тип относится к лицу владельца, как и большинство западных (например, карнавальных) масок. Другие носят как шляпы на макушке владельца; Примеры включают маски народа эхой в Нигерии и народа бва в Буркина-Фасо, а также знаменитые маски чивара народа бамбара. Некоторые маски (например, маски общества Сандэ в Либерии и народа менде в Сьерра-Леоне, сделанные из полых пней) носят как шлемы, закрывающие как голову, так и лицо. В некоторых африканских культурах есть украшения в виде масок, которые носят на груди, а не на голове; это включает те, которые использовались народом маконде в Восточной Африке в церемониях ндиму .

Базовые ритуалы Древнего Египта

Мумификация сохраняла черты лица покойного у древних египтян довольно удовлетворительно, поэтому ранние маски были стилизованы художниками, а не сделаны в виде слепка лица. Такие представления о мертвых не только почитали их, но и создавали связи с загробной жизнью.

Древние римляне использовали воск, чтобы запечатлеть лица умерших членов семьи, а затем из отливок были изваяны точные каменные копии. И именно во время позднего Средневековья европейцы начали отливать ритуальные маски из гипса или воска.

Делали вогнутый слепок с лица, который служил основой для выпуклого образа. Затем можно создать несколько копий ритуальной маски. Они не были погребены с покойными, поэтому сохранились и использовались для создания бронзовых или каменных бюстов. Эти маски обеспечили сохранение внешнего вида покойных, который оставался в наследие будущим поколениям.

Шалва Никвашвили

  • instagram.com/shalvanikvashvili

  • instagram.com/shalvanikvashvili

Художник с грузинскими корнями Шалва Никвашвили делает маски из всего. То есть буквально: в ход идут обрезки тканей и винтажные украшения, пластик и капроновые колготки, макароны и овощи, телефоны-раскладушки и окурки. Это не всегда выглядит эстетично, скорее провокативно, но у художника как раз нет задачи «украшать»: «За каждой маской — своя история, свое воспоминание. В процессе работы у меня возникает ощущение, что я будто бы помечаю воспоминание ярлыком и кладу его на нужную полку в музейном хранилище. Мои маски дают мне уверенность, что я могу поднимать любую тему, обращаясь к людям. Ведь, надевая маску, я как будто меняю свое лицо. Если человеку нельзя о чем-то говорить, то маске — можно», — Шалва о своей работе.

Маски эмоциональны и динамичны

, они воспроизводят сложную гамму чувств, тончайшие оттенки настроений. Маски смеются, плачут и строят гримасы. Нередко они принимают зловещее выражение, свирепый отталкивающий вид. Угрожающий характер масок связан с их функциями: деятельность некоторых обществ строилась на запугивании непосвященных, кое-где практиковались человеческие жертвоприношения. Некоторые маски окружены страшными запретами, и один брошенный на них взгляд мог стоить непосвященному жизни. Кроме того, маски, оберегая человека, отпугивают злых духов.

Обращение с масками зависит от места и времени. Маски хранят в укромных святилищах и пещерах или в хижине главы общества. Иногда — они предмет культа, окропляемые кровью и маслом. Личность носителя маски в торжественных обрядах скрыта от непосвященных; на празднествах по окончании танца маски снимаются и мастерство исполнителей обсуждается присутствующими. Молодые люди перед обрядом инициации часто сами вырезают себе маски и выбирают характер танца. Кое-где выполнение масок являлось предметом соревнования, и лучшие произведения поощрялись присуждением особого почетного титула. Это способствовало проявлению новых форм, все более причудливых и разнообразных.

Разнообразие материалов

Чаще всего для изготовления масок используют местные породы дерева. Для обработки материала используют простейшие инструменты, часто выполненные из мягкого металла. Для придания африканским маскам из дерева необходимой гладкости их полируют шершавыми листьями. Только в последнее время мастера начали использовать наждак. Поэтому изготовление маски — это не такой быстрый процесс.

Чтобы предохранить древесину маски от быстрого разрушения, ее пропитывают специальными маслами или соком растений. Иногда заготовку маски долго коптят над костром, тогда она приобретает глубокий черный цвет.

Окрашивают их с помощью натуральных растительных красок и пигментов. Для украшения масок и придания уникальности используют раковины, бусины, зубы и рога животных, цветные перья.

Изготавливают традиционные маски не только из дерева. Мастера используют также слоновую кость, украшая ее искусной резьбой. В некоторых районах Ганы ритуальные маски отливали из бронзы и золота.

Уникальность работы мастеров

Иногда африканские маски выглядят нарочито грубыми и небрежно сделанными, кажется, что мастеру не хватило умения. Это совсем не так, каждое движение примитивного резца тщательно рассчитывается и имеет глубокий смысл.

Случается и наоборот, то есть маска является истинным произведением искусства. Очень четко прорабатываются мельчайшие детали изображаемого персонажа, передаются необходимые эмоции. Кроме росписи, маски часто искусно украшают ракушками-каури, перьями, примитивными бусинами.

Изготовление масок — особо почетное ремесло в Африке. Часто секреты мастерства передаются по наследству. При этом передаются не только знания, но и традиционные каноны изготовления африканских масок.

Джайм Дэвис

  • instagram.com/jymdavis

  • instagram.com/jymdavis

Скульптор Джайм Дэвис ведет исследовательский проект про маски , но и сам занимается созданием лицевых арт-объектов. Они отсылают к тотемным маскам разных народов, имитируя покрытые замысловатыми геометричными узорами головы животных, рогатых демонов и лесных духов. Самостоятельно работать с масками Дэвис после исследовательского фотопроекта: «Мой интерес начался с увлечения идеей трансформации. Я понял, что когда кто-то носит «фальшивое лицо» или необычный наряд, он двигается и ведет себя иначе. Я использовал эту странность в своих фотографиях. Когда мне надоели дешевые маски в стиле Хеллоуина, я решил создать свои собственные. Кажется, я затронул кое-что глубокое и очень универсальное в своем исследовании».

Внешние отличия масок

Наиболее распространены лицевые маски. Их делают с отверстиями для глаз и (иногда) для рта. В сложных ритуальных масках изготавливают подвижную нижнюю челюсть.

Африканские маски могут передавать большой диапазон эмоций: от восторга и счастья до страха. Но чаще всего лица масок делают устрашающими, воинственными. Такие изображения должны передавать силу и агрессию своим носителям.

Прикрепляют лицевую маску к голове с помощью сложной системы кожаных ремешков, а еще дополнительно ее подвязывают к поясу. Это обосновано немаленьким весом маски, сделанной из цельного куска дерева и украшенной камнями и рогами животных.

Очень популярны при проведении ритуальных танцев маски-гребни. Они более легкие, но не менее выразительные. Эти маски выглядят как возвышающийся над головой носителя гребень, выполненный в виде животного или человека.

Отдельно выделяются большие нательные маски-доски. Их используют при проведении значительных ритуалов, например, при сборе урожая или посвящении молодежи во взрослую жизнь. Вес такой маски может достигать 30 кг, переносить ее могут несколько человек. Известна огромная маска «сириге» народа Догонов, которая в высоту достигает 6 метров. Только очень сильный и опытный танцор сможет плясать в ней ритуальный танец.

Маски были разных видов

. Лицевая маска снабжена отверстиями для глаз, изредка — для рта. Иногда делают подвижную нижнюю челюсть; пасть, снабженная длинными зубами из тростника, может при этом открываться и с шумом захлопываться. Лицевая маска закрепляется сеткой или системой шнурков, продетых в верхний край маски и подвязанных двумя лентами на груди или к поясу. Танцор, кроме того, придерживает зубами деревянный стержень, соединяющий боковые края маски. Маски-шлем, покрывая всю голову, не требуют завязок. Есть маски в виде головного убора, укрепленные на круглой плетеной шапочке в горизонтальном или наклонном положении. Существуют маски, которые носят на лбу, и массивные маски, опирающиеся на плечи. Можно встретить маски, изображающие неодушевленные предметы, например, — дом с окнами, пилястрами и расписным узором. Иногда стилизация приводит к чисто орнаментальным формам.

При столь большом разнообразии конструкций не удивительно, что по размерам маски бывают от нескольких сантиметров (маски-подвески, «маски дубликаты») до 70 — 80 см; если же принять в расчет всякого рода навершия — до 10 м (например, «большие маски» догонов, употребляемые в исключительных случаях). Вес масок достигает иногда 30 кг (такую маску несут два или несколько человек) и определяет ритм танца, стремительные или плавные движения танцоров. Тяжелая маска позволяет лишь с трудом переставлять ноги.

Материалом для масок служит главным образом дерево различных пород. Процесс изготовления сопровождается заклинаниями и небольшими жертвоприношениями. Для обработки дерева применяют простейшие инструменты — тесло и гибкий нож или скобель из узкой полоски железа с двумя ручками. Готовые изделия зачищают шершавым листом или наждачной бумагой. Предохраняя дерево от губительного действия тропического климата, его пропитывают маслами и полируют; отсюда — приятная глянцевая фактура. Маски окрашивают красной, черной и белой краской растительного и минерального происхождения (например, красная — охра, черная — обугленные зерна плодов, растертые и разведенные отваром танина, белая — из смеси извести, толченого риса, а также помета змей и ящериц). Краски наносят птичьим пером или кисточкой. Для усиления выразительности добавляют детали из кожи и металла, раковины каури, бусы, перья, волокно пальмы-рафии.

Применяют и другие материалы. В Анголе делают маски из древесного волокна по каркасу из прутьев. Бывают плетеные из рафии или тканевые маски-капюшоны. Ашанти (Гана) отливали маски обожествляемых царей из золота и бронзы. Маски-подвески (средневековый Бенин, Конго) резали из слоновой кости.

Маски серийного производства

Поскольку африканские маски в значительной степени ценятся европейцами, они широко коммерциализируются и продаются на большинстве туристических рынков и магазинов в Африке (а также в «этнических» магазинах в западном мире ). Как следствие, традиционное искусство изготовления масок постепенно перестало быть привилегированной, связанной со статусом практикой, и массовое производство масок стало широко распространенным. Хотя в большинстве случаев коммерческие маски являются (более или менее точными) копиями традиционных масок, эта связь со временем ослабевает, поскольку логика массового производства затрудняет определение фактического географического и культурного происхождения масок, обнаруженных в такие места, как сувенирные лавки и туристические рынки. Например, на рынке Окаханджа в Намибии в основном продаются маски, произведенные в Зимбабве (поскольку они дешевле и доступнее, чем местные маски), и, в свою очередь, зимбабвийские производители масок воспроизводят маски практически из любой точки Африки, а не из своих собственное местное наследие.

Разнообразие материалов

Чаще всего для изготовления масок используют местные породы дерева. Для обработки материала используют простейшие инструменты, часто выполненные из мягкого металла. Для придания африканским маскам из дерева необходимой гладкости их полируют шершавыми листьями. Только в последнее время мастера начали использовать наждак. Поэтому изготовление маски — это не такой быстрый процесс.

Чтобы предохранить древесину маски от быстрого разрушения, ее пропитывают специальными маслами или соком растений. Иногда заготовку маски долго коптят над костром, тогда она приобретает глубокий черный цвет.

Окрашивают их с помощью натуральных растительных красок и пигментов. Для украшения масок и придания уникальности используют раковины, бусины, зубы и рога животных, цветные перья.

Изготавливают традиционные маски не только из дерева. Мастера используют также слоновую кость, украшая ее искусной резьбой. В некоторых районах Ганы ритуальные маски отливали из бронзы и золота.

Загадочные древние маски Сансиндуй

В некогда спокойной деревне Сансиндуй в тихой части китайской провинции Сычуань произошло замечательное открытие, которое сразу привлекло международное внимание и с тех пор переписало историю китайской цивилизации. Безусловно, самыми поразительными находками были десятки больших бронзовых масок с угловатыми человеческими чертами лица, увеличенными миндалевидными глазами, прямыми носами, квадратными лицами и огромными ушами, черты которых не отражают особенности внешности азиатских людей

Безусловно, самыми поразительными находками были десятки больших бронзовых масок с угловатыми человеческими чертами лица, увеличенными миндалевидными глазами, прямыми носами, квадратными лицами и огромными ушами, черты которых не отражают особенности внешности азиатских людей.

Артефакты датированы XII-XI веками до нашей эры. Они были созданы с использованием удивительно продвинутой технологии литья бронзы. Она была получена путем добавления свинца в сплав меди и олова для создания более прочного материала.

Эволюция: от примитивного к реалистичному

С течением времени африканская маска эволюционировала, ее вырезали как воплощение духа, помогающего в различных областях. Надеваемая на лицо конструкция символизировала носителя силы, богатства, плодородия, с ее помощью вызывали дожди в засушливую погоду, просили о помощи в охоте. Для усиления выразительной функции и большего сходства с натурой даже вставляли настоящие зубы и клеили волосы. От упрощенных и грубых, словно вырубленных, изображений переходили к передаче талантливой реалистичности натуры. Маски могли нести отличающие племенные признаки в виде татуировок, орнаментов или причесок. А изображения вождей характеризовались явным портретным сходством.

Африканская маска избавлялась и от застывшего выражения, она стала воспроизводить целую гамму чувств – слезы, смех, иронию, угрозу. Отталкивающий злобный вид предполагал строгий запрет на пристальное рассмотрение изображения. Такие маски использовались в страшных ритуалах жертвоприношения, когда даже вскользь брошенный взгляд мог стоить жизни непосвященному в ритуал.

Маска в культуре и религии

Театральные маски — важный элемент искусства античного мира. Актеры древнегреческих представлений носили образы, изображающие богов, выражения лиц при этом разнились в зависимости от настроения пьесы. Именно отсюда произошел известный символ театра. Как ритуальная, так и декоративная личина могла свидетельствовать о принадлежности к тайному союзу или сословию.

Маска как атрибут религиозных обрядов известна с древних времен. Она выполняла ритуальную функцию в культуре многих народов. Коренное население Америки, Океании и Азии использовало личины для совершения ритуалов и общения с духами. Шаманы и жрецы облачались в костюмы во время церемоний, принимая образ богов и демонов либо входя с ними в контакт.

Изготовление сопровождало чтение молитв и заклинаний — так вещь приобретала магическую силу и способность оберегать владельца от зла и болезней. У многих африканских племен маски варьировались по предназначению, например, изделия народа Дан оберегали деревню от пожара, служили для прекращения раздоров с соседними общинами. Еще одна разновидность воспроизводит облик покойника и используется в похоронных обрядах. Личины являются посредниками между миром живых и мертвых, храня дух почивших предков.

Карнавальные атрибуты: история и значение

Большой популярностью пользовался атрибут под названием “Венецианская дама”.

Костюмированные торжества берут начало в Древнем Риме: на сатурналиях, праздниках в честь уборки урожая ряженые рабы имели право сесть за стол вместе со знатью. Первые упоминания о венецианском карнавале относятся к 12 веку, а мода на сокрытие лица достигла пика в эпоху итальянского Возрождения. Тогда возник и уличный театр, давший начало персонажам «Комедии дель арте». Позже появились классические маски, не связанные с театральной атрибутикой. Среди традиционных разновидностей выделяют следующие:

  • «Баута». Была популярная у знати, имеет характерный треугольный подбородок.
  • «Вольто». Нейтральная маска, повторяющая форму лица.
  • «Венецианская дама». Один из самых эффектных женских видов, щедро декорированный драгоценностями.
  • «Коломбина». Полумаска, украшенная перьями, золотом и кружевами.
  • «Моретта». Простая по форме накладка из черного бархата. Ее носили, удерживая зубами штырек, что лишало хозяина возможности говорить.
  • «Чумной доктор». Зловещий атрибут в виде птичьего клюва. Его прообраз — «респиратор», носимый врачами во время эпидемии чумы.

Вне карнавала маска являлась важным атрибутом повседневной жизни. Граждане скрывали лица для того, чтобы инкогнито посещать свидания, театры и даже совершать преступления. Ношение личины сглаживало социальное неравенство: под ними были равны и вельможи, и простые граждане. Теперь же фестиваль собирает множество туристов, которые приобретают маски в качестве сувенира.

Африканская маска своими руками

Мода на африканский стиль в интерьере продолжает набирать популярность. Обычно это очень самобытный интерьер, выполненный в натуральных оттенках и с использованием эко-материалов. Хорошо в дизайн таких помещений вписываются стилизованные деревянные скульптуры, текстильные покрытия на полу и, конечно, ритуальные африканские маски на стену.

Подлинные маски (кроме высокой цены и редкости) часто несут в себе скрытый мистический смысл, да и выглядят достаточно устрашающе. В качестве альтернативы можно изготовить африканскую маску своими руками.

Для работы понадобится папье-маше (смесь, сделанная из бумаги, строительного клея ПВА, и нескольких ложек натурального льняного масла), твердая основа, по форме похожая на маску, кисти, черная акриловая краска, перламутровая эмаль для придания блеска.

На основе формируем будущее лицо маски, прорабатываем глаза, рот, придавая лицу африканские черты. Желательно сделать выражение маски максимально эмоциональным. Ждем, пока масса застынет, тщательно шлифуем ее до абсолютно гладкой поверхности.

Для украшения можно использовать бусины, твердые макаронные изделия, цветные нити, семечки. Создав образ, покрываем маску черной акриловой краской. Возможно, понадобится несколько слоев краски, чтобы поверхность стала выглядеть однородной. Финальным штрихом будет нанесение эмали. Стильное уникальное украшение интерьера готово!

Африканские маски: фото и значения на News4Auto.ru.

Наша жизнь состоит из будничных мелочей, которые так или иначе влияют на наше самочувствие, настроение и продуктивность. Не выспался — болит голова; выпил кофе, чтобы поправить ситуацию и взбодриться — стал раздражительным. Предусмотреть всё очень хочется, но никак не получается. Да ещё и вокруг все, как заведённые, дают советы: глютен в хлебе — не подходи, убьёт; шоколадка в кармане — прямой путь к выпадению зубов. Мы собираем самые популярные вопросов о здоровье, питании, заболеваниях и даем на них ответы, которые позволят чуть лучше понимать, что полезно для здоровья.

Маски серийного производства

Поскольку африканские маски в значительной степени ценятся европейцами, они широко коммерциализируются и продаются на большинстве туристических рынков и магазинов в Африке (а также в «этнических» магазинах в западном мире ). Как следствие, традиционное искусство изготовления масок постепенно перестало быть привилегированной, связанной со статусом практикой, и массовое производство масок получило широкое распространение. Хотя в большинстве случаев коммерческие маски являются (более или менее точными) копиями традиционных масок, эта связь со временем ослабевает, поскольку логика массового производства затрудняет определение фактического географического и культурного происхождения масок, обнаруженных в такие места, как сувенирные лавки и туристические рынки. Например, на рынке Окаханджа в Намибии в основном продаются маски, произведенные в Зимбабве (поскольку они дешевле и доступнее, чем местные маски), и, в свою очередь, зимбабвийские производители масок воспроизводят маски практически повсюду в Африке, а не из своих собственное местное наследие.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации