Андрей Смирнов
Время чтения: ~19 мин.
Просмотров: 0

Абай (абайский район)

Население

Динамика численности населения города Абай по итогам переписей и данным статистического учета

численность
1959 17 867
1970 34 245
1979 39 387
1989 46 533
1999 32 960
2005 27 957
2010 25 717
2015 28 228

Сложная социально-экономическая ситуация повлекла за собой закрытие шахт и других градообразующих промышленных предприятий, служивших основой финансовой стабильности города. В итоге численность населения г. Абай, которая в 1989 г. составляла 46 533 человек, к 2005 г. снизилась до 27 957 человек.

Власти обратили внимание на проблемы города и в 2008—2009 годах была принята программа, включающая благоустройство мест отдыха, дворовых территорий, восстановления освещения и дорог, замена сетей центрального водоснабжения.

Вклад в культуру Казахстана

Пожалуй, главное достижение Абая Кунанбаева заключается в том, что он старался максимально сблизить казахскую культуру с русской, активно переводя произведения классиков и современников на казахский язык, пытаясь сделать их максимально доступными и понятными для соплеменников.

Многие его произведения вошли в народ, став народными песнями. Это оказалось огромным вкладом в развитие культуры. В условиях, когда читать умели жалкие проценты от общего населения страны, именно народные песни оказались наиболее действенным способом донести определенные мысли до всех слоев населения.

Известные личности

  • Ольга Ли — главный редактор курской газеты «Народный журналист». В 2016 году — кандидат в депутаты Государственной Думы от партии «Яблоко».
  • Олег Маскаев — боксёр, чемпион мира в тяжёлой (версия WBC, 2006—2008) весовой категории. Воспитанник знаменитой абайской школы бокса.
  • Наталья Рагозина — российская спортсменка-боксёр, чемпионка мира по боксу среди профессионалов во втором среднем весе по версиям WIBF (англ.), WBA и GBU. Родилась и начинала спортивную карьеру в г. Абай.
  • Анатолий Пидгородецкий — уроженец города и воспитанник абайской музыкальной школы. Артист театра, кино, певец, солист Киевского национального академического театра оперетты. Заслуженный артист РСФСР (10.10.1991).
  • Серик Сапиев — 2-кратный чемпион мира, чемпион олимпийских игр в Лондоне 2012 по боксу, ныне депутат Мажилиса Парламента РК
  • Надежда Мир — спортсменка-пауэрлифтер украинского происхождения, уроженка г. Абай, двукратная чемпионка мира.
  • Генрих Попов — немецкий легкоатлет, уроженец г. Абай, многократный чемпион мира, чемпион Паралимпийских игр 2012 и 2016 годов.

История

История современного города Абай начинается с освоения Чурубай-Нуринского района Карагандинского угольного бассейна, обладающего большими запасами высококачественных коксующихся малозольных углей, которое было начато в 1949 году. Поселок Чурубай-Нура и первая шахта 6/7 строилась с использованием труда заключенных Карлага, которых возили ежедневно из лагерей Карабаса и Долинки. Уже в 1950 году были построены одноэтажные дома барачного типа в строящемся населенном пункте Чурубай-Нура для вольнонаемных.

В первые годы освоения Чурубай-Нуринского угольного месторождения возникли населенные пункты Караган, Кзыл, Вольный, Новодолинка. Они начали развиваться как пришахтные поселения. Поселки застраивались одноэтажными домами из дерева и самана без плана, в основном индивидуальными застройщиками. Поселок Караган объединил три жилых образования: Северный Караган, Южный Караган, Новый Караган, которые находились южнее и юго-западнее города Абая, примыкая к шахте «Топарская». На Новом Карагане была также расположена зона для заключенных, которые строили шахту «Топарскую».

С 1949 года по 1957 год использовался труд заключенных Карлага на строительстве поселка Чурубай-Нура, будущего города Абай. До 1957 года ими были построены двухэтажные дома первых кварталов города Абая — 31, 32, 26, 27, 28. Там, где проходит сегодня улица Карла Маркса, от начала ее до конца, была проложена железнодорожная ветка, по которой доставляли строительные материалы. Кварталы, где работали заключенные, были обнесены колючей проволокой, стояли сторожевые вышки.

В 1956 году в поселок Черубай-Нура прибыла большая группа строителей. Первостроитель города Наталья Степановна Музычук, приехавшая с Украины, так вспоминает те далекие годы:

В областном городе Ровно была сформирована группа и мы, молодые девушки и парни с Украины направились в Казахстан. Ехали до Караганды семь суток, поезд был оформлен лозунгами и транспарантами, ехали с музыкой и песнями.

Первостроители прибыли в Караганду 30 июня 1956 года, в тот же день приехали в маленький шахтерский поселок Чурубай-Нура. В комнатах отремонтированного общежития (помещение барака, где жили заключенные) их встречали букеты полевых цветов и приветственные записки от учеников средней школы (ныне абайская школа №12).

Из воспоминаний первостроительницы города Натальи Степановны Музычук:

Инструктором производственного обучения был Николайчук Николай Андреевич. К осени 1956 года нас распределили по бригадам, и я начала трудиться в бригаде Блиоха Вальдемара Эдуардовича. Первый дом, который строили в пос.Чурубай-Нура был дом №10 по ул. Стадионной (ныне Курчатова), строили также дома и магазины по улице Первомайской (Абая), Стадионной, Энгельса, школу №3 (спортивная школа), Дом культуры горняков и др. Наша бригада работала и в г. Сарани, пос. Ново-Долинка, пос. Тентек (гор. Шахтинск).

1961 год занимает особое место в истории поселка Чурубай-Нуры. На основании Указа Президиума Верховного Совета КазССР от 15 августа 1961 года на базе рабочего поселка Чурубай-Нура был образован город Абай, а Чурубай-Нуринский поселковый Совет депутатов прекратил свое существование.

Детство и учеба

Годы жизни Абая Кунанбаева – 23 августа 1845 г. – 6 июля 1904 г. Будущий поэт увидел свет в урочище Жидебай, в предгорьях Шынгызтау, у источника Каскабулак. Ученые идентифицировали, что это место находится в 180 км от Семипалатинска (Семея).

Начальное образование мальчик получил в семье. На него огромное влияние оказали бабушка Зере и мать Улжан. Это были добрые и мудрые женщины. Бабушка была настоящей сказительницей

Именно она рассказывала Осторожному Ибрагиму легенды о древних батырах. Все представители рода шаншар, откуда происходила мать Улжан, славились остроумием

От нее Абай унаследовал умение красиво и интересно говорить, колко подшучивать над недостатками и красноречиво бичевать пороки общества. Возможно, эти две женщины — мать и бабушка — и предопределили будущее Кунанбаева. Ведь он впоследствии отказался от роли главы племени и посвятил себя искусствам.

Однако и отец оказал на сына некоторое влияние. Он научил его быть мудрым, справедливым и сдержанным. В раннем детстве он послал сына учиться грамоте у муллы. А потом не пожалел денег на продолжение его образования в медресе Ахмет-Ризы в Семипалатинске и одновременно в русской школе этого города. В исламском духовном училище мальчик не только освоил персидский и арабский языки, но и отточил ораторское искусство.

Физико-географическая характеристика

Территория района находится в центральной части части Казахского мелкосопочника. Рельеф раннинно-мелкосопочный. Сопки — Акшокы (588 м), Коянды (725 м) и другие. Разведаны запасы полезных ископаемых: каменного угля, барита, известняка и других строительных, материалов. Климат континентальный: зима холодная, малоснежная, средняя температура января -15—16°С; лето жаркое засушливое, средняя температура июля 20°С. Годовое количество атмосферных осадков 250—350 мм. Реки: Нура, Шерубайнура с притоками Есен, Сокыр. Озера: Сасыкколь, Сопаксор, Сарыбулак, Шубарколь, Шерубайнура, Ынтымак и другие. Территория Абайского района находится в пределах стенной зоны. Почвы преимущественно каштановые, частично солонцеватые. Произрастают ковыль, овсяница, полынь; в долинах рек и межсопочных пространствах — розовый ковыль; на возвышенных участках — карагана, таволга и другие. Водятся волк, лисица, корсак, сурок, хомяк, ондатра; в водоемах — лапа, линь, карась, рокшерка, вязь, окунь, щука и другие рыбы. Крупные населённые пункты — посёлки Топар, Южный, Карабас.

Сочинения (основные издания)


Первый сборник стихов Абая, Санкт-Петербург, 1909 год (в музее Абая, город Семей)

  • Первый сборник «Стихи казахского поэта Ибрагима Кунанбаева» (под ред. Какитая Искакова) — Санкт-Петербург, 1909; Казань, 1922; Ташкент, 1922.
  • «Абай Кунанбайұлы толық жинақ» (полное собрание стихов под ред. М. Ауэзова), Кызыл-Орда, 1933.
  • Кунанбаев А. Лирика и поэмы / Под ред. Соболева, предисл. М. Ауэзова, Москва, Гослитиздат, 1940.
  • Абай Кунанбаев. Избранное. Пер. с каз. под ред. Л. Соболева. Алма-Ата, Худ. лит., 1945.
  • Абай Кунанбаев. Собрание сочинений (в одном томе), Москва, 1954.
  • Құнанбаев А. Шығармаларының толық жинағы (екі томдық) — Алматы, 1954 (преизд. 1968, 1986, 2002).
  • Абай. «Слова назидания» (Кара сөз). (Пер. с каз. С. Санбаева), Алматы, Жалын, 1979, 1982.
  • Абай. «Книга слов» (на китайском языке), Пекин, 1995.
  • Құнанбаев А. «Книга слов» (Қара сөз). (Пер. с каз. Р. Сейсенбаева), Семипалатинск, 2001.
  • «Двадцать стихотворений Абая» (все известные их переводы, сост. и пер. М. Адибаев), Алматы, 2005.
  • Абай Кунанбаев. Избранное (серия «Мудрость веков»), Москва, Русский раритет, 2006.
  • Abai. Zwanzig Gedichte («Двадцать стихотворений» под ред. Г. Бельгера), Koln, Onelverlag, 2007.

Память

Филателия и бонистика

Памяти казахского поэта посвящён ряд почтовых марок и других филателистических материалов, выпущенных в СССР, Казахстане и других странах. В 1993 году изображение Абая было помещено на банкноте Национального банка Республики Казахстан номиналом в 20 тенге.

Музеи

Дом-музей Абая в Семее
  • В Семее открыт республиканский литературно-мемориальный дом-музей Абая.
  • В Лондоне по инициативе писателя Ролана Сейсембаева открыт дом Абая.

Абай Кунанбаев в произведениях литературы и искусства

  • В 1938 году его внучатый племянник Мухтар Ауэзов в соавторстве с Леонидом Соболевым создали трагедию «Абай».
  • Позже М. О. Ауэзов написал роман-эпопею «Путь Абая» (т. 1—4, 1942—1956), за который ему была присуждена Сталинская премия 1949 года (за первую часть «Абай») и Ленинская премия 1959 года (за вторую часть «Путь Абая»).
  • В 1944 году Ахмет Жубанов и Латыф Хамиди по либретто Мухтара Ауэзова создали оперу «Абай». В июне 2014 года состоялась премьера обновленной оперы, дирижёром-постановщиком которой стал Алан Бурибаев, правнук Ахмета Жубанова.
  • В 1945 году на Алматинской киностудии был снят фильм «Песни Абая». Режиссёры — Г. Л. Рошаль и Е. Е. Арон, в роли Абая — Калибек Куанышпаев.
  • В 1952 году за спектакль «Абай» М. О. Ауэзова, поставленный на сцене КазГАТД имени М. О. Ауэзова, режиссёр Шакен Айманов и ряд актёров (в роли Абая Капан Бадыров) получили Сталинскую премию.
  • В 1995 году о жизни поэта был снят двухсерийный фильм «Абай», режиссёр — Ардак Амиркулов, в роли Абая — Габиден Турыкпаев. Фильм производства Казахстан-Франция.

Пик Абая в горах Алматы

Пик Абая — одна из вершин хребта Заилийского Алатау, его высота 4 010 метров. Пик хорошо просматривается из города, он имеет форму трехглавой вершины, скальный массив состоит из красного гранита и представляет собой обрывистые склоны. На северных склонах горы расположен ледник Абая.


Пик Абая / фото: alpineasiateam.kz

Маршрут подъема на пик Абая технически несложный, но очень протяженный: от метеостанции Ворота Туюксу подъем занимает примерно 6-7 часов, спуск — 4 часа.

Первое восхождение на пик Абая в 1932 году совершила группа алматинских альпинистов под руководством Г. И. Белоглазова.

В 1995 году в честь 150-летия Абая вершину покорила группа, в составе которой был первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Персональным гидом президента был легендарный казахстанский альпинист Анатолий Букреев. В команде с первым президентом пик Абая покорили также Анатолий Устименко и Ахметжан Есимов.

Абай, Казахстан

Городское
18-июн, 2012
staler_GRIF
18 734

Ошибка

Абай (до 1961 — посёлок Чурубай-Нура (каз. Шерубай-Нра)) — город в Карагандинской области Казахстана. C 2002 года — центр Абайского района Карагандинской области. Город располагается недалеко от железнодорожной станции Карабас, в 30 км к юго-западу от Караганды и в 8 км от Абая. Через город проходит автомоб. трасса Караганда — Джезказган — Кзыл-Орда, связан благоустроенными дорогами с гг. Шахтинском, Саранью. У поселка Карабас близ Абая проходит Жартасский водовод. Назван в честь Абая Кунанбаева.После кризиса 90х город оказался в сложном социально-экономическом положении, обусловленным закрытием крупных предприятий и массовым оттоком русскоязычного населения. В данный момент г. Абай вернулся в русло развития и переживает подъем.Добыча угля (до начала перестройки в городе было 4 угольных шахты: № 4 Чурбай-Нуринская (Шерубайнуринская), № 1 Топарская, № 9 им. Калинина и № 6/7 Абайская, когда-то была и Долинская, но потом она отошла к другому району) и известняка. Деревообрабатывающий и домостроительный комбинаты. Восточная обогатительная фабрика, Абайская швейная фабрика (АШФ), горпромкомбинат, з-д железобетонных изделий, ремонтно-механический завод, хлебозавод, шахтостроительные управления № 8 и № 3 треста «Карагандауглестрой», пассажирское и 2 грузовых автотранспорт. предприятия.Основные виды продукции: уголь, угольный концентрат, швейные изделия, сборный железобетон, хлебобулочные изделия, сельскохозяйственные сцепки СП—16, СГ—21, гидроподъемник автомашин ГУАР—15Н. Крупная Карагандинская ГРЭС в поселке Топар. Горный техникум и вечерний энергостроительный техникум.Численность населения составляла: 1) на начало 1989 — 59 600 человек; 2) на начало 2004 — 27400 человек; 3) на начало 2009 — 31123 человек.Этнический состав (по Всесоюзной переписи 1989г): казахи — 7,4%, русские — 74,0%, другие — 18,6%.Этнический состав (2007г.): казахи — 25,3%, русские — 50,1%, другие — 24,6%.С начала 90х из города продолжается отток населения главным образом вследствие репатриации русских, украинцев, белорусов, немцев, евреев и других не титульных народов. Сложная социально-экономическая ситуация повлекла за собой закрытие шахт и других градообразующих промышленных предприятий, служившие основой финансовой стабильности города. В результате чего численность населения г.Абай, которое в 1989г. составляло ок. 59000 человек, к 2002г. снизилось до 25000 человек

Власти обратили внимание на проблемы города и в 2008-09 годах была принята программа, включающая благоустройство мест отдыха, дворовых территорий, восстановления освещения и дорог, замена сетей центрального водоснабжения

Выдающиеся сыновья

Что касается личной жизни Абая Кунанбаева, то известно, что он имел трех жен. По внушению отца, он вступил в супружество в раннем возрасте. Старшая жена Абая, Дильдэ, была правнучкой Казыбек бия – одного из основоположников степной юриспруденции. Впоследствии Кунанбаев женился уже по любви. Второй его женой была Айгерим, а третьей – Эркежан. Всего они родили своему мужу десять детей. Из них талант отца унаследовали четверо сыновей.

Первенца поэта звали Акылбай (1861-1904). Он родился, когда его отцу едва исполнилось 17 лет. Его воспитанием занималась младшая жена деда (Кунанбая) Нурганым. Жизнь Акылбая немного повторяет биографию Абая Кунанбаева. Его также готовили на бия, но под влиянием отца юноша выбрал поэтическое поприще.

Кроме многочисленных стихотворений, Акылбай создал три поэмы. «Жарах» была полностью утрачена. От поэмы «Зулус» о приключениях в Африке сохранились лишь первые строки. «Дагестан» обладает огромной исторической ценностью, поскольку она свидетельствует о событиях на Кавказе устами непредвзятого современника. Акылбай умер на сороковой день после кончины своего отца.

Огромные надежды Абай возлагал на второго сына, Абдирахмана, прозываемого «Абишем» (1868-1895). Отец послал его получать образование сначала в русскую школу, затем в реальное училище в Тюмени. Окончив его, юноша уехал в Санкт-Петербург и поступил в Михайловскую артиллерийскую высшую школу. Однако в северном сыром климате Абиш заболел туберкулезом и умер в Верном (сейчас Алма-Аты) в возрасте 27 лет.

Еще один сын Абая (от Дильдэ), Магауия, прозванный Магашем, был болезненным с детства. Отец проводил с ним много времени, и мальчик рано проявил свой творческий талант. Магаш (1870-1904) написал такие известные поэмы, как «Абылай», «Медгат-Касым» и «Енлик-Кебек».Он также исполнял обязанности бия и был любим в народе за справедливые и мудрые решения судебных дел. К сожалению, слабое здоровье не дало Магашу дожить до старости. Его смерть в возрасте 34 лет окончательно подорвала силы отца, который и так тяжело переживал утрату Абдирахмана. Биография Абая обрывается смертью поэта на 40-й день после похорон Магауии.

Турагул (1875-1934) стал общественным деятелем, членом партии Алаш-Орда. Он занимался также переводами на казахский язык произведений Джека Лондона, Болеслава Пруса, Максима Горького, А. Неверова и других.

Знаменитым стал и племянник Абая, Шакарим Кудайбердиев. Как и дядя, он был философом, композитором, поэтом, переводчиком.

Народный певец

Поэт никогда не исправлял свои произведения. Позже гениальный импровизатор говорил, что если бы он «причесывал» свои стихи, они стали бы еще краше. Но хуже всего было то, что Абай Кунанбаев, биография которого могла стать жизнеописанием обычного казахского бия, если бы он не стал поэтом, поначалу не всегда записывал свои произведения. Многие из них были навсегда утрачены.

Но народная память передавала из уст в уста строфы великого поэта. К некоторым лирическим произведениям сам Абай создавал музыку. Так родились песни «Дыханье гор в темную ночь», «Карих очей твоих взор», «Яркий месяц в безветренную ночь», «Приветствую тебя, тонкобровая». На музыкальное творчество Кунанбаева оказали влияние такие казахские композиторы, как Таттимбет, Акан сери, Жаяу Муса, Биржан сал. И конечно же, он черпал свое вдохновение из искусства народных певцов — кюев.

Экономика

В 1863—1917 годах на современной территории Абайского района действовало одно из первых промышленных предприятий Центрального Казахстана — Спасский медеплавильный завод. Промышленные предприятия: угольная шахта «Абайская», Карагандинская ГРЭС-2, Интумакская ГЭС, «Восточная», завод железобетонных изделий, комбинат строительных материалов и конструкций, швейная фабрика, хлебозавод и другие. Сельскохозяйственные предприятия производят мясо, молоко, яйца, картофель, овощи. По территории района проходят железная дорога Караганда — Шу, автомобильные дороги Астана — Караганда — Алма-Ата, Караганда — Атасу — Жезказган.

Абай Кунанбаев как композитор

https://pp.userapi.com/c834300/v834300123/16cc7a/VZzO_WMnvpQ.jpg» style=»width: 720px; height: 518px;» />

Абая можно назвать и казахским композитором, он создал около двух десятков мелодий, которые остаются популярными и в наши дни, на музыку Абай Кунанбаев переложил и некоторые свои стихи.

Он был ценителем казахского народного творчества, он прекрасно знал казахские песни и кюи, чтил песни Биржана, Ахана-серы и Жаяу Мусы. Музыкальный дар Абая был развит на глубокой народной основе. Песни Абая, как и произведения других народных композиторов, дошли до нас не в нотной записи, а в исполнении множества самых разнообразных певцов, которые, несомненно, внесли в них немало изменений.

Каждая мелодия Абая соответствовала своему стихотворению. Для песен поэта характерно равновесие текста, что в песенном творчестве являлось действительно новым явлением. Песни Абая занимают самое почетное место в современной светской казахской музыке.

Он говорил, что песня сопровождает человека всю жизнь. Радостные и веселые песни поются, когда человек рождается, а когда он умирает, звучат песни скорбные и печальные.

“Родился младенец — пир, шилдехана,

И ночами песня звонкая слышна.

Если умер близкий — скорбен человек,

Сердце злой утратой ранено навек.

Почему ж он в песню облекает боль,

Жемчуг слез роняя с увлажненных век?”

Административно-территориальное деление

Административно-территориальное деление района:

Сельский округ/город Население,чел. (2009) Населённые пункты
Абайская городская администрация 25550 город Абай
Акбастауский сельский округ 579 село Акбастау
Дзержинский сельский округ 1246 село Койбас, село Коянды, село Сарепта
Есенгельдинский сельский округ 1025 село Есенгельды, село Пахотное
Ильичевский сельский округ 1264 село Жон, село Тасзаемка, село Юбилейное
Коксунский сельский округ 1899 село Жартас, село Зеленые Ключи, село Коксун, село Северное, село Южное
Карабасская поселковая администрация 2484 посёлок Карабас
Карагандинский сельский округ 1736 село Восход, село Жартас, село Каракога, село Поливное
Кулайгырский сельский округ 1668 село Жаманжол, село Кулайгыр, село Ялта
Курминский сельский округ 1507 село Жумабек, село Курминское, село Спасск
Мичуринский сельский округ 1334 село Агрогородок, село Садовое, село Ягодное
Самарский сельский округ 1205 село Бородиновка, село Изумрудное, село Огороды, село Пруды, село Самарка
Топарская поселковая администрация 9314 посёлок Топар
Южная поселковая администрация 2404 посёлок Южный

Биография

Абай Кунанбайулы родился в Чингизских междугорьях Чингизской волости, Семипалатинского уезда Западно-Сибирского генерал-губернаторства (с 1845 года Семипалатинская область) (по нынешнему административному делению в Абайском районе Восточно-Казахстанской области) в семье крупного бая Кунанбая Оскенбаева (Ускенбаева) рода Тобыкты из казахского племени Аргын. Семья Абая принадлежала к местной знати; дед (Оскенбай) и прадед (Иргизбай) главенствовали в своём роду в качестве правителей и биев.

Начатое в детстве домашнее обучение у муллы было продолжено в медресе у муллы Ахмет-Ризы в Семипалатинске, где преподавали арабский, персидский и другие восточные языки. Одновременно посещал русскую школу. К концу пятилетней учёбы начинает писать стихи, сначала приписывая их авторство своему другу Кокпаю Джантасову. С 13 лет отец Кунанбай начинает приучать Абая к деятельности главы рода. В возрасте 28 лет Абай отходит от неё, целиком занявшись самообразованием, но только к 40 годам создаёт свои первые взрослые стихотворения. Значительным событием для Абая явилось его общение с политическими ссыльными Е. П. Михаэлисом, Н. Долгополовым, С. Гроссом.

На формирование мировоззрения Абая оказали влияние поэты и учёные Востока, придерживавшиеся гуманистических идей (Фирдоуси, Алишер Навои, Низами, Физули, Ибн Сина и другие), а также произведения русских классиков, а через них и европейская литература вообще. Он переводил Крылова, Лермонтова, Пушкина, Гёте и Байрона.

Характерна история стихотворения «Қараңғы түнде тау қалғып» («Горы дремлют в тёмной ночи»), ставшего народной песней. Гёте написал «Wanderers Nachtlied» («Ночную песню странника»), Лермонтов переложил её на русский язык («Горные вершины спят во тьме ночной…»), а спустя ещё полвека Абай Кунанбаев передал её содержание на казахском языке.

Абай Кунанбаев способствовал распространению русской и европейской культуры среди казахов.

Некоторое время Абай работал волостным управителем.

По утверждениям советских литературоведов, Абай высмеивал некоторые обычаи родового аула, выступал «против рабского положения женщины» и, как повторено в его парадных советских биографиях, «против социального зла и невежества». Советские литературоведческие источники, повторяя эту фразу, иногда ссылаются в её подтверждение на стихотворения «Наконец, волостным я стал…» (1889), «Управитель начальству рад…» (1889) и «Кулембаю» (1888). Абай Кунанбаев был новатором казахской поэзии; новаторский характер носят стихи, посвящённые временам года: «Весна» (1890), «Лето» (1886), «Осень» (1889), «Зима» (1888), стихи о назначении поэзии (учить хорошему и осуждать плохое). Сюжеты поэм «Масгуд» (1887) и «Сказание об Азиме» основаны на мотивах восточной классической литературы. В поэме «Искандер» противопоставлены разум в лице Аристотеля и алчность завоевателя в лице Александра Македонского.

Ввёл в казахское стихосложение новые размеры, рифмы и стихотворные формы: восьмистишия и шестистишия.

Абаем создано около 170 стихотворений и 56 переводов, написаны поэмы, «Слова назидания» («Қара сөздер»).

Абай был также композитором. Он создал около двух десятков мелодий, которые популярны в наши дни. Некоторые свои стихи Абай Кунанбаев переложил на музыку, а песня на его стихи «Көзімнің қарасы» («Ты зрачок глаз моих», перевод Марии Петровых) стала народной:

Абай Кунанбаев оказал большое влияние на зарождавшуюся казахскую национальную интеллигенцию конца XIX − начала XX веков. Так, руководители движения Алаш-Орда воспринимали Абая как своего духовного предтечу и даже духовного вождя возрождения казахской нации. Алихан Букейханов стал первым биографом Абая. Его статья «Абай (Ибрагим) Кунанбаев» — некролог казахского народного поэта была напечатана в газете «Семипалатинский листок» в 1905 году. Затем с портретом Абая она печаталась в журнале «Записки Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского отдела Императорского русского географического общества» в 1907 году.

В 1914 году тюрколог В. В. Гордлевский выбрал в качестве видных представителей казахской литературы Абая Кунанбаева и Миржакипа Дулатова для публикации их текстов в «Восточном сборнике», выпускаемом в честь 70-летия известного востоковеда, академика Н. И. Веселовского.

Абай Кунанбаев как общественный деятель

https://pp.userapi.com/c848524/v848524546/ebc2/u4tAz7fGljI.jpg» style=»width: 720px; height: 540px;» />

Дружба Абая с русскими революционерами, отбывавшими ссылку в Семипалатинске, сыграла немаловажную роль в становлении его как личности в общественной деятельности и великого просветителя.

Летом 1885 года Абай принимал участие в разработке степного положения, известного в народе под названием «96 статей Абая», или «Чарское положение», так как чрезвычайный съезд «тюбе», бием которого был избран Абай, проходил на берегу реки Чар в местечке Карамола.

На съезде присутствовали более 100 биев из Каркаралинского, Павлодарского, Семипалатинского, Усть–Каменогорского уездов и Зайсанского приставства, они являлись представителями всех родов Среднего жуза.

Благотворительная деятельность Общества не осталась незамеченной в регионе, и вступая в него, Абай внес свой вклад в благое дело. Он не раз высказывался по поводу устройства казахского общества, был сторонником развития ремесел и торговли, считая их более прогрессивными формами труда, чем кочевое скотоводство.

В современных условиях Казахстан много делает для того, чтобы вывести бизнес на международную арену, подтверждая слова Абая о том, что если развивать торговлю не только в пределах одного города или одной страны, то его родина может совершенствоваться намного быстрее, чем сейчас. В рамках программной статьи «Рухани жангыру» мы говорим о помощи бизнесменам, о необходимости повышения уровня конкурентоспособности казахстанских предпринимателей. В те времена не было понятия слова «бизнесмен», но если переложить взгляды поэта на сегодняшнюю ситуацию, то именно в развитии международного бизнеса и партнерства он видит развитие свой страны. Потомки стараются не подвести великого деятеля, мы также движемся вперед и совершенствуем себя, свою страны и свое сознание.

Поэтому в наше время очень важно помнить таких великих и мудрых людей, каким был поэт, переводчик, композитор, философ и мыслитель Абай Кунанбаев. Это способствует не только развитию нашей страны, но и развитию каждого казахстанца, как отдельной личности

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации